Почему Минпромторг отложил переход на экостандарт «Евро-5» до 2015 года

Еще как минимум полгода в России будут продаваться новые грузовые автомобили, автобусы и строительная техника, отвечающие стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Мы выяснили, к чему это приведет в долгосрочной перспективе.

С 1 января 2014 года Россия перешла на сертификацию грузовых автомобилей и автобусов по экологическим нормам «Евро-5». Но регионы оказались неспособны обновить свои парки и Минпромторг пошел им навстречу: новые требования отменены. До следующего года.

Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением правительства 12 октября 2005 года, предусматривал переход страны с 1 января 2014 года на нормы «Евро-5». С осени они уже устареют в Европе, но регионы России вновь оказались не готовы к цивилизованной жизни.

Глохнут на дороге

Согласно техрегламенту, грузовые автомобили и автобусы, использующие низкокачественное топливо, могли пройти сертификацию только с функцией ограничения крутящего момента двигателя. Но, как признались в Минпромторге, в удаленных районах и сельской местности подобные транспортные средства оказались никому не нужны. По мнению чиновников, это «лишает отечественных производителей грузовой и специальной техники возможности наращивания сбыта».

Глава ведомства также обеспокоился безопасностью на дорогах: грузовики с анализатором топлива автоматически снижают крутящий момент мотора, если их заправят низкокачественной соляркой или бензином, что может вызвать полную остановку такого автомобиля прямо на дороге.

Есть и еще один нюанс: заправочная инфраструктура в отдаленных уголках страны оказалась не готова к появлению новых экологичных машин. То есть новые грузовики просто негде заправлять горючкой стандарта «Евро-5».

Время на подготовку — полгода

Сертификация по «Евро-5» начнет вновь действовать с 1 января 2015 года. Открутиться уже не получится, ведь в этот же день вступит в силу и технический регламент Таможенного союза за номером 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», в котором прописаны аналогичные требования к сертификации по «Евро-5».

В правительстве рапортуют, что подготовка инфраструктуры АЗС с качественным топливом идет полным ходом, однако на практике даже в Москве и области еще можно найти заправки, после которых машина глохнет прямо на дороге даже без ограничителя крутящего момента. Не говоря уже о регионах, в которых качество топлива вообще никем не контролируется.

Поднимем автопром

В итоге полугодовая передышка выглядит завуалированным способом поддержки отечественного производителя со стороны государства, который не будет стоить правительству ни копейки. Отсрочка введения сертификации по новым правилам — это огромный «буст» для российских производителей грузовой и автобусной техники. Неизбежность введения запрета заставит строительные и транспортные компании обновить свои автопарки и набить их до отказа за очень короткое время. А у какого-нибудь условного «КамАЗа» или «ЛиАЗа» появится возможность опустошить склады с устаревшими машинами. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.