Как ответные санкции России ударят по мировому автопрому и нашему рынку

Премьер-министр Дмитрий Медведев готов ввести ответные санкции в отношении автомобильной промышленности стран Евросоюза и США. Пока никаких точных данных о планируемых запретах нет, но если правительство решится на этот шаг, автомобильную отрасль ждут серьезные потрясения.

Своих не тронут

Вопрос ввода ответных санкций в автопроме очень щекотливый. Благодаря политике российского правительства последних лет десяти, в стране открыли собственное производство почти все автомобильные марки, официально представленные на рынке. Из глобальных игроков не хватает разве что легковых Mercedes-Benz и Subaru. Компании активно инвестировали в постройку заводов, налаживание производства, а поставщики автокомпонентов открывали свои цеха по выпуску деталей машин.

И трогать налаженный и прекрасно работающий бизнес, дающий тысячи рабочих мест россиянам, руководство страны не станет — слишком болезненным может оказаться урон для собственного государства. Да и создаваемый годами уклад будет уже не остановить: дело не столько в потере рабочих местах российскими гражданами, сколько в репутации самой страны. Но что тогда имел в виду премьер?

Откуда дровишки?

Ответные санкции вполне могут коснуться импорта транспортных средств из стран, которые ввели санкции против России — то есть весь Евросоюз, США и Канада. На долю импортируемых легковых машин приходится 27%, почти половину грузового автотранспорта завозят из-за рубежа — 46%, а импортных автобусов — всего 13%.

В первую очередь это ударит по продажам концерна Daimler AG, который так и не решился на строительство собственного или использования чужого сборочного предприятия для выпуска легковых Mercedes-Benz и Smart. В результате огромное конкурентное преимущество получает BMW, чья модельная линейка почти полностью собирается в Калининграде на «Автоторе», и Audi, которая может наладить выпуск всего модельного ряда в Калуге. Но и тут могут быть нюансы.

Правительство России вводит эмбарго только с теми странами, которые ввели санкции против нас и не имеет цели навредить иностранному бизнесу. Поэтому импорт легковых машин прекратится из США, стран Евросоюза, Канады. На первом месте среди стран-импортеров легковых транспортных средств стоит Япония, из которой в 2013 году было завезено 182 000 машин. Великобритания находится на втором (112 526 автомобилей в прошлом году), Германия расположилась на третьем (92 000 ввезенных машин в прошлом году), далее в списке стран, применивших санкции, следуют Чешская Республика и США.

Без «Крузаков» не останемся

К Японии у России особое отношение, поэтому при вводе санкций в отношении сельхозпродукции страна Восходящего солнца не была затронута никоим образом. В случае попадания автопрома в перечень защитных мер правительства, импорт из этой страны не приостановится. То есть за бренд Subaru можно не переживать, также как и за сверхпопулярные в нашей стране Toyota Land Cruiser 200/Prado.

Автомобильные гиганты из США и Евросоюза также особых потерь от этих мер ощутить не должны. У большинства из них есть заводы не только на территории стран, в которых находится их глобальная штаб-квартира. То есть те же Mercedes-Benz, заводы которых в основном сосредоточены в Германии и США, имеют производство в Индии, который производит в том числе и седаны S-Class. А любая глобальная автофирма имеет заводы почти всего на свете в Китае. То есть при большом желании компании смогут поставлять почти всю свою продукцию в Россию.

Олигархам придется исхитряться

Но есть и такие бренды, для которых Россия окажется полностью недоступной на время обмена «любезностями» с Западом. Так, люксовые бренды Bentley, Rolls-Royce, Ferrari, Lamborghini, Lotus, Bugatti, Porsche и им подобные не смогут официально продать в России ровным счетом ничего, ведь такая продукция изготавливается рабочими зачастую вручную у себя на родине. А это те же Великобритания, Германия, Италия и так далее. То есть «страны-санкционеры».

Но и этот запрет можно обойти. Машина уровня Bugatti заказывается покупателями из РФ всего один-два раза в год, поэтому будущий владелец может вполне отправиться за автомобилем сам или послать доверенных лиц. Ввозя машину как физическое лицо, покупателю останется лишь «растаможить» свою «ласточку», уплатив повышенный налог. Однако стоимость и желание самой машины позволят этим людям закрыть глаза на непредвиденные дополнительные затраты.

Коммерческий транспорт из Азии

В отношении грузового транспорта ситуация гораздо хуже. Как уже было сказано выше, 46% коммерческого транспорта к нам завозится из за рубежа. К примеру, британская фирма JCB, производящая более 300 видов экскаваторов, тракторов и другой строительной техники, потеряет для себя важного клиента в виде России. На эту фирму приходится четверть экспортируемой в Россию спецтехники, а в Екатеринбурге она даже открыла крупнейший склад для хранения продукции. Потеря нашего рынка приведет к сокращению рабочих мест в Великобритании.

Разработать отечественные аналоги подобной техники в такой короткий срок не получится. Скорее всего, российским компаниям в сфере строительства придется обращать свой выбор на китайских, корейских и других азиатских автопроизводителей.