34022

Как работает ГИБДД Калмыкии

Можно ли найти управу на «чукчу» в погонах?
Калмыкия — рай для автотуристов. Но рассказывать о местных красотах мы не будем – на то есть множество путеводителей. А вот предупредить тех, кто отправится в эту чудесную республику на своих колесах о весьма специфических нравах местной ГИБДД считаем необходимым.
Изображение Как работает ГИБДД Калмыкии

Калмыкия – мечта не только автомобильного путешственника, но и автомобильного правозащитника. Фактов гаишного произвола здесь более, чем достаточно. Ведь именно за жадность и еще большую глупость местные гайцы получили прозвище «чукчи»! А еще их здесь называют попрошайками – иногда дорожные поборы именно так и выглядят. По моему опыту разъездов по стране (ваш корреспондент не только часто путешествует по этой красивейшей республике, но и бывает здесь, освещая ралли «Шелковый Путь» и «Великая Степь»), калмыков переплюнули только чеченские стражи дорожного порядка, которые еще с войны привыкли шкурить все движущиеся объекты и зачастую путают автомобилиста и пешехода. И при этом всегда идут до конца и избавиться от них невозможно. Тем более, что у них один закон: «Рамзан сказал!» и ПДД к этому не имеет никакого отношения.

Но вернемся к степной республике. Самая интересная в «гаишном» смысле трасса — Астрахань-Грозный, где можно наблюдать весь ассортимент трюков, которые придумали местные гайцы. Итак, представьте себе бескрайнюю степь, которой можно любоваться бесконечно. Белые пятна солончаков, относительно ровное дорожное покрытие, вы расслабились и не ожидаете сюрпризов...

Маскировка для лазера

Камеры фиксации правонарушений тут могут лежать (именно лежать, но об этом ниже) прямо у дорожных знаков (их тщательно коммуфлируют маскировочной сеткой, а могут висеть прямо на знаке! В безлюдной степи на такие вещи далеко не каждый обратит внимание. Еще один технический момент — настройка этих приборов. Если реальная скорость — 60 км/ч, то на приборе —более 80. Но это, можно сказать, экзотика. Как правило, «чукчи» используют... вовсе неработающие или списанные приборы! Самое интересное, что по виду они по всей республике одинаковые: напоминают «КРИС-П», без заводской маркировки, да и устанавливаются с нарушениями правил эксплуатации. Вместо треноги, как было сказано выше, лежат на земле, замаскированные сеткой.

Еще один технический нюанс: приборы у населенных пунктов. В степи эти невзрачные посеения можно и не заметить, поскольку многие находятся в приличном удалении от дороги. Но таблички на трассе стоят. Посему калмыцкие инспектора ставят свой гаджет далеко за «выездом» и получается, что он «срабатывает» на территории «населенного пункта», хотя на практике вы его давно миновали.

Таких комплексов фиксации тут много. Очень много. Скажем, на километровом(!) участке, где шел ремонт дороги и скорость была ограничена до 40 км/ч, стояло аж три камеры! Наш антирадар их все обнаружил и взыграл журналистский интерес: «зачем столько?». Я пошел это выяснять у стоящих тут же инспекторов, которые были от заданного вопроса в шоке. Не спросив документов, они приняли меня за проверяющего и через три минуты невнятного бормотания предложили взятку – 500 рублей! Мои грязные шорты и такая же майка стражей дорог не смутили! А когда я назвал их приборы боевым лазером, на глазах инспекторов появилось раскаяние. Кстати, калмыцкие гаишники панически боятся, когда их снимают на вото и видео. При лбой встрече достаете аппаратуру — и вас тут же отпутят с миром. Впрочем, и без камер, скорее всего отпустят…

Берут на арапа

На участке Элиста- Астрахань в чистом поле стоят три экипажа и шкурят всех подряд за нарушение скоростного режима. Технология максимально проста. Вас останавливают, говорят, что вы превысили и просят пройти посмотреть запись. Самое интересное, что ни камер, ни тем более самих записей у гаишников нет! Смысл приема – получить деньги сразу. Если водитель все таки выйдет из машины и последует за гаишником, тот ему на полпути отдаст документы, пожелает счастливого пути и тут же остановит еще один автомобиль! Но мой принципиальный коллега решил пойти до конца и посмотреть запись. Не обращая внимания на молоденького гаишника, он широким шагом двинулся к машине ДПС. Инспетор чуть не заплакал и запричитал, что только пару месяцев работает, что у него кредит на жилье и машину и он больше никогда, слышите – никогда, не будет нас останавливать! Для убедительности даж записал ручкой номер нашего автомобиля на руке!

По-русски это называется «взять на арапа», а в покере – блефовать. Посему уместно быть еще более наглым и напористым. От вас просто отстанут и начнут искать новую жертву. Мало того, нужно поражать недалеких калмыцких гаишников своими знаниями ПДД, даже если они у вас полностью отсутствуют. Так же замечу, что калмыцкие гаишники боятся большого количества гаджетов, висящих в салоне машины. Например, в нашем авто во время рейда «Великая Степь» помимо обычных навигатора и регистратора, на лобовое стекло был привешен еще один навигатор и в придачу – планшет. Со стороны это напоминало оборудование стратегического истребителя, Увидев такое великолепие, страж дорог без слов отошел от автомобиля. Совсем его добила фраза, что «мы видим даже ваши трусы и содержимое карманов!».
Кстати, в республике постоянно возбуждают уголовные дела против нечистоплотных инспекторов. Мало того, иногда местной ФСБ приходится штурмом брать посты ГИБДД! Самый яркий эпизод случился в 2010 году, когда управления ФСБ республики взяло под контроль посты, расположенные на выезде из Элисты в астраханском и волгоградском направлениях. Увы, количество «попрошаек» на дорогах от этого не 

Феодалы в форме

Здесь уместно вспомнить про менталитет этого степного народа. Со времен феодализма он почти не изменился — кто у власти, тот и прав. И в этом смысле стражи местных дорог — настоящие феодалы. Доходит до того, что на многих постах шмонают машины помощники в штатском, у которых вообще нет никаких документов. А полицейские в форме предпочитают отдыхать в кондиционированной машине или на посту. Кстати, о буддиском бессознательном. Несколько лет назад я слышал от дальнобойщиков о более чем интересной системе расценок: 200 рублей за пустую фуру и 500 — за груженую и все запреты автоматически снимаются.

Еще одно наблюдение. Два последних года я ездил по Калмыкии на обычном «Соболе». В первый раз он был весь разукрашен рекламными наклейками, как гоночный автомобиль, а второй — без «боевой раскаски». В первом случаи стражи дорог отдавали честь, а во втором —следовали «мероприятия», о которых я рассказывал выше.

…Кстати сказать, дороги в республики — вполне качественные. Так что до самого Каспия дойдете без преключений. А если гаишники начнут придираться — вы уже знаете, что делать.