Трещины в бетоне вылечат спорами бактерий

Появление новых поколений дорожного покрытия не только сможет сэкономить огромные средства на дорожном ремонте — только США тратит на ремонт дорог и инфраструктуры $ 129 млрд, но и сэкономит деньги автомобилистов, которым придется реже ремонтировать подвеску.

Технология самовосстанавливающегося асфальта была представлена учеными из Университета голландского города Делфт. Ее автор, специалист по микромеханике Эрик Шланген, добавил в обычный асфальт металлическую стружку. При нагреве поврежденного участка микроволновым излучением, стружка, нагреваясь, плавит битум и асфальт и заново «склеивается».

На видео, в котором Шланген демонстрирует свое изобретение, два куска асфальтового блока в считанные минуты соединяются в один. Поскольку поместить участок дороги в микроволновку нельзя, ее планируется заменить неким мобильным устройством. Специальный аппарат будет двигаться по дороге и прогревать поврежденные участки. Предполагается, что использование такого сорта асфальта позволит увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия вдвое. Первые тесты нового сорта асфальта уже начались на некоторых дорогах Голландии, чьи власти спонсируют проект. Утверждается, что новая технология позволит стране экономить до €90 млн в год.

В случае с бетоном, Шланген, а также группа ученых из США, предложили призвать на помощь бактерии. Главная беда бетона – растрескивание и последующее вымывание водой, сопровождающееся коррозией артматуры. Дополнительный вред бетону несут противогололедные реагенты.

Шланген и ученые из Университета штата Иллинойс предложили использовать споры – покоящиеся формы бактерий — для увеличения прочности и устойчивости бетона к воздействию воды. Споры в крошечных водопроницаемых капсулах добавляются в бетонную смесь при изготовлении. Они «дремлют» до тех пор, пока в трещины не начнет поступать влага. Как только вода оживит споры, они начнут цикл жизнедеятельности, производя кальцит, выступающий в роли био-цемента.

Наряду со спорами для восстановления бетона может быть использовано специальное волокно, которое сжимается при проникновении воды и стягивает бетон. Другая разработка — сосудистая структура бетона, которая сможет транспортировать клейкое вещество в любые участки материала.

Согласно подстчетам ученых из университета Гента, ЕС сможет экономить примерно €120 млрд в год на ремонте, если подобные технологии будут использоваться при строительстве инфраструктуры. Это поможет снизить вредные выбросы в атмосферу. На производство цемента приходится примерно 5% выбросов в атмосферу углекислого газа.