Почему в Московском регионе самые опасные дороги

В Москве и Московской области происходит больше тяжелых аварий, чем в других регионах России. Самым опасным оказалось и вовсе вечно стоящее в заторах Ленинградское шоссе. Ищем причины высокой смертности на дорогах благополучного столичного региона.

Самые аварийные дороги в России – в Московской области, а самая аварийная трасса в Московской области – Ленинградское шоссе. Получается, что Ленинградка – самая опасная магистраль для автомобилистов в нашей стране. И в столичном регионе есть целые районы, где шанс попасть в ДТП, причем со смертельным исходом, выше, чем где бы то ни было. Разберемся, почему.

Аварии без причин?

Испещренный ямами и трещинами асфальт в Москве и Московской области встречается все реже, гладкие свежие дорожки прокладывают даже в небольших городках. Люди не должны гнуть и взрывать колеса в провалах полотна с острыми углами (о Тверской улице сейчас не говорим), оттормаживаться перед неожиданной колдобиной или огромным, как любят в регионах, лежачим полицейским, «ловя» в корму зазевавшегося сзади едущего.

Тем не менее, в Московской области аварий больше, чем в любом другом регионе России – согласно рейтингу общественного центра «За безопасность российских дорог», основанному на статистике ГИБДД, за первые шесть месяцев 2014 года здесь произошло 912 аварий, в которых пострадали 1113 человек, а погибло 202. Второе место в топ-3 занимает Красноярский край, а третье – за Москвой, при ее значительно меньшей, несмотря на «лопнувшие» границы, территории: 629 ДТП с 49 погибшими и 907 ранеными.


Самыми безопасными регионами в России признаны Белгородская, Калининградская, Смоленская области и Хабаровский и Приморский края.

Получается, что благополучный столичный регион, на который любят пенять за то, что в дорожную инфраструктуру вливается в сотни раз больше денег, чем в других областях, страдает от большого количества аварий.

Нервы и ремонты

Итак, Ленинградка, лидер по аварийности в аварийном Московском регионе. Удивительно, что на этом шоссе вообще что-то происходит. Ведь там всегда пробки и никакие новые развязки и расширения это проклятое место не спасут, слабенькая надежда остается лишь на строящийся платный дублер.

Тем не менее, в этих заторах за первую половину 2014 года, согласно данным УГИБДД Московской области, произошло 283 аварии. Это даже можно понять – нервы после многочасового стояния на пределе, тут еще со съезда со МКАДа лезут всякие, все едут между рядами… Но как за полгода в ДТП на Ленинградке умудрились погибнуть 26 человек?

При этом на Ленинградском шоссе в самых его загруженных местах нет ремонтных работ, из-за которых бы полосы расширялись и сужались в бутылочное горлышко и стояли бы знаки ограничения скорости до 40 км/ч. Зато московские пять полос после МКАД, которая тоже активно вливает свои потоки, превращаются в три — ну, четыре, если считать обочину. Подобная ситуация ежедневно и еженощно складывается и на Ярославском шоссе, которое заняло четвертое место в черном списке. Одной из причин эксперты называют также организацию реверсивной полосы на Ярославке вместо отбойника.

Зато ремонт есть на Новорижском шоссе, причем сейчас он вплотную приблизился к границе со столицей. Еще одно жуткое место (но там, опять же, не разгонишься, стоять придется часа три) – около развязки Новой Риги с Большой Бетонкой. Все здорово, трасса М9 «Балтия» превращается из хорошей двухполоски в одну сторону в многополосную магистраль, с отбойником и зелеными знаками на обочине. Более того, после окончания реконструкции скорость движения на этой магистрали планируется поднять до 130 км/ч.

Но пока происходит полный кошмар. Места проведения дорожных работ еле освещены, да даже сама дорога в этих точках тонет в темноте. Постоянно меняют места сужений и разделения потоков. Для сравнения, на Симферопольском шоссе, которое, к слову, признано самой безопасной дорогой Подмосковья, даже в Тульской области в местах ремонта установлены мощные фонари, заблаговременно видны предупреждающие знаки. Что происходит с Новой Ригой?

А на тех участках Новорижского шоссе, где ремонт уже завершен, по полгода стоят знаки, ограничивающие скорость до 60 км/ч, – на широченной дороге с прекрасной разметкой, одинаковым количеством полос и красивым отбойником.

В результате всех этих издевательств Новорижское шоссе занимает второе место в МО по аварийности – с показателем 274 аварии за январь-июнь 2014 года и 22 погибших участника дорожного движения.

Однако Минскому шоссе, которое также не первый год активно реконструируется, ремонты не помешали оказаться одним из самых безопасным – второе место в правильном рейтинге после Симферопольского шоссе. Дело не в ремонте, а в организации.

Непонятно, почему Варшавское шоссе включили в рейтинг по Московской области. Варшавка идет по территории Москвы до границы со МКАД, переходя затем в Симферопольское шоссе, а также 7 км по Московской области до Щербинки. Получить ответ от авторов рейтинга «АВ» не удалось.

По вверенной территории отчиталась и столичная ГИБДД – аж за три года, за период с 2010 по 2013. Нет никаких сюрпризов в том, что самым опасным для автомобилистов оказалась МКАД, а третье место занимает Третье транспортное кольцо: максимальная протяженность (вряд ли Ленивка вообще попадает в рейтинги), большой поток автомобилей, завышенный, по сравнению с большинством городских улиц, скоростной режим. На втором месте – Варшавка, которая никак не обзаведется отбойниками на всей своей протяженности, из-за чего на этой городской магистрали часто происходят страшнейшие лобовые столкновения.

Интенсивный поток и скорость

Да, в Московском регионе машин очень много – показатель автомобилизации здесь один из самых высоких по стране. Красноярский край, оказавшийся на втором месте по количеству аварий и травматичности их участников, тоже один из самых автомобилизированных в России. Однако в Приморском крае, например, машин еще больше, дороги далеки от идеальных, а аварий все равно значительно меньше. Значит, большая концентрация машин — не оправдание.

Что касается скоростного режима, то эксперты не раз отмечали, что его увеличение даже ведет к снижению аварийности. Те же безлимитные автобаны в Германии, на которых нет нужды нарушать, тому пример. По словам руководителя центра «За безопасность российских дорог» Дмитрия Леонтьева, эксперимент РосАвтоДора по повышению скоростного режима на участке трассы М-4 «Дон» со 110 до 130 км/ч оказался успешным – количество тяжелых аварий со смертельным исходом сократилось с октября 2013 года на 25%.

О других причинах, не учитываемых статистикой, рассказал – в свою защиту – и.о. заместителя главы администрации Солнечногорского муниципального района Подмосковья Александр Донсков. По итогам 2013 года, согласно данным министра транспорта Московской области Александра Зайцев, этот район вошел в число самых аварийных в столичном регионе, наряду с Рузским и Истринским (Минское и Новорижское шоссе), а также Коломенским районами. По словам солнечногорского чиновника, одна из причин высокой аварийности в районе – его значительная площадь, прохождение через всю территорию трассы Москва- Санкт-Петербург (Ленинградка!) и Пятницкого шоссе. Другие причины, которые назвал чиновник, трудно списать на плохую карму, как-то плохое состояние сельских дорог, отсутствие освещения тротуаров и камер фото- и видеофиксации, рекламные конструкции.

Самые безопасные с точки зрения аварийности муниципальные образования Подмосковья – это, как правило, небольшие города или автономные городские округа: Бронницы, Климовск, Протвино, Пущино.

В том числе мотоциклисты

Одним из главных факторов, пагубно повлиявших на статистику аварий в Москве и области, были признаны мотоциклисты – с начала года в столичном регионе произошло больше тысячи аварий с мотоциклами и скутерами. Зачастую виновниками аварий становятся лица, не имеющие достаточной квалификации и даже «прав» на управление двухколесными транспортными средствами.

Сотрудники ГИБДД называют основными причинами аварий с участием мотоциклистов отсутствие достаточных навыков вождения и езду между рядами.