Хиты вторичного рынка: Suzuki Grand Vitara

Высокая проходимость, японское качество и приемлемый ценник… Такое сочетание – утопия, по крайней мере, на рынке новых авто. Вот среди подержанных машин найти подходящий вариант вполне возможно. Третье поколения Suzuki Grand Vitara, к примеру.

В то время как новая Vitara стала современнее, технологичнее и еще дальше от того автомобиля, который полюбился когда-то сотням тысяч любителей внедорожных приключений, ценник на третью генерацию одноименного «Гранда» – один из самых демократичных в сегменте: 5-ти, 6-летнюю машину третьего поколения можно купить имея на руках от 390 до 850 тысяч рублей.

Автомобиль известный также как Suzuki XL7, Suzuki Grand Nomade или Grand Escudo (в некоторых странах приставка Grand отсутствовала у трехдверных версий) выпускается с 2005 года и пережил несколько рестайлингов. Базирующийся на джиэмовской платформе Theta внедорожник может сильно различаться в зависимости от того рынка, для которого он предназначен. Несмотря на то, что формально машина строилась на одной коляске с некоторыми моделями GM, технически она с «родственниками» практически ни в чем не совпадает. Grand Vitara с продольно расположенным двигатель, по сути, представляет собой заднеприводный автомобиль. GM же в большинстве своем выпускает переднеприводные машины. По крайней мере в этом типоразмере. Единственным «чистым», максимально унифицированным автомобилем, сделанном на Theta, стало современное поколение Suzuki XL7 (с 2007 модельного года), которое собиралось вместе с Chevrolet Equinox и Pontiac Torrent на заводе CAMI Automotive в канадском Ингерсоле. Еще более редкий гость на отечественном вторичном рынке – иранский вариант, собранный на заводе Iran Khodro.

В третьем поколении автомобиль оснащался достаточно широкой линейкой силовых агрегатов. До 2008 года стандартным для 5-дверных моделей был двухлитровый четырехцилиндровый бензиновый двигатель J20A, выдававший 140 л.с. Опционально предлагался мотор H27A (V6 2,7 литра, 185 л.с.).

Собственных дизелей у Suzuki отродясь не было, поэтому до 2001 года Grand Vitara оснащались наддувным Mazda RF. Это мотор, позаимствованный у Mazda 323, который, в свою очередь, является производной от семейства FE, устанавливавшееся на Mazda Capella/626 (1983–1991), Mazda серий B и Е, Mazda 929 и Kia Concord. Более поздние Vitara оснащались 1,9-литровым 4-цилиндровый турбодизелем Renault мощностью в 129 л.с. На трехдверные же версии до 2008 ставился и 106-сильный 1,6 литровый дизельный мотор М16A.

Во второй половине 2008 года, Suzuki Grand Vitara пережила рестайлинг и получила новые двигатели – рядный четырехцилиндровый объемом 2,4 литра (164 л.с. и 225 Нм) и новый V6 (221 л.с. и 284 Нм). Последний предназначался для топовой комплектации. Оба ДВС оснащались системой изменения фаз газораспределения VVT. Некоторые изменения были внесены также и в 1,9-литровый турбодизель (его также можно найти под капотом Volvo S40, Mitsubishi Сarisma или Renault Megane).

Кроме того, в ходе рестайлинга внедорожник получил дополнительные подушки безопасности Traction control, ставший обязательным для всех модификаций. Опционально можно было заказать блокируемый центральный дифференциал и пониженный ряд в трансмиссии. Именно этот набор стал одним из важнейших компонентов, способствовавших росту популярности Grand Vitara на рынках – она была единственной моделью в классе, обладающей несущим кузовом и демультипликатором в раздаточной коробке, который позволяет позиционировать ее, как внедорожник.

Будущему владельцу подержанной Grand Vitara стоит помнить о том, что поскольку у автомобиля постоянный привод на все колёса, элементы трансмиссии (редукторы, раздаточной коробки, карданный вал) в процессе эксплуатации сильно нагружены и требуют довольно частого внимания. Самым слабым местом является передний редуктор, который может потребовать переборки уже через 60-70 тысяч километров. Причиной является неудачное расположение вентиляционного сапуна, через который в него попадает влага. Притом, это не просто конденсат, а вода, попадающая туба, например, при преодолении луж и неглубоких бродов.

Узел можно отремонтировать, но обойдется сие удовольствие в 60 тысяч рублей. Опытные владельцы выводят сапун в подкапотное пространство, что позволяет продлить жизнь редуктору до приемлемых 200-250 тысяч километров. Задний редуктор подобных хлопот не доставляет, следует лишь следить за состоянием уплотнений и уровнем масла.

Каждые 50-60 тысяч километров владельцу следует регулярно осматривать сальники коробки передач и раздаточной коробки – там возможны потеки масла. Замена сальников обойдется примерно в 14 000 рублей. Тем не менее, стоит признать, что механические КП и раздаточные коробки Grand Vitara являются весьма надежными и хлопот обычно не доставляют. Однако они являются обслуживаемыми. Менять масло в агрегатах необходимо не реже. Чем раз в 60 000 и 45 000 километров соответственно.

Автоматические 4-ступенчатые коробки также неприхотливы. Однако регулярная инспекция сальников необходима и тут. В среднем срок их службы составляет не менее 200 тысяч, а плановую замену масла, судя по накопленному опыту, рекомендуется делать не реже, чем раз в 100 000 километров. Правда, на сильно нагруженных авто интервал рекомендуют сократить до 60-80 тысяч.

Самый распространенный двигатель на Grand Vitara – 2-литровый JB420, выдающий 140 л.с. Агрегат в целом надежный, но для автомобиля весом 1600 килограммов, конечно, довольно-таки слабый. Для поддержания приемлемой динамики его приходиться «крутить», что влечёт за собой повышенный расход масла (до 3 литров на 10 000 километров). При падении его уровня ниже допустимого первым страдает цепной привод ГРМ. Обычно цепь служит 150-160 тысяч километров.

Расход топлива при активной езде возрастает до 14-15л/100км в городских условиях, по трассе в среднем расходуется 11-12 л/100км. Зато мотор без проблем переваривает 92-й бензин, что весьма актуально на сегодняшний день. Притом, ДВС не склонен к перегреву (однако это не значит, что владельцу не нужно периодически чистить радиаторы). Мотор JB424 (2,4л 168 л.с.) в целом от своего собрата ничем не отличается. Лишь более высоким расходом.

Если трудностей с самими моторами тут не наблюдается, то катализаторы в Grand Vitara могут вылетать уже при пробеге 60-80 тысяч километров. Если машина еще на гарантии, проблем нет, но при самостоятельном ремонте устранение неисправности обойдется примерно в 30 000 рублей. Впрочем, тут мы учитываем стоимость оригинальных комплектующих, при использовании аналогов бюджет снизится на вполне серьезную сумму. К слову, низкий ресурс катализаторов отмечается и на других моделях данной марки.

Подвеска Grand Vitara довольно надежна и требует капитального ремонта не чаще чем раз в 80-100 тысяч километров. Исключение составляют втулки и стойки переднего стабилизатора, которые служат в четыре раза меньше.

Также при выборе авто стоит обратить внимание на состояние ступичных подшипников, которые нередко просят замены на всех колесах уже к 80 тысячам. Ступица меняется в сборе с подшипником, стоимость оригинальной запчасти от 7 000 рублей. После (к 90 000 км) придется раскошелиться на сайлентблоки передних рычагов и проверить состояние шаровых опор, которые интегрированы в последние.

Несмотря на то, что внешне Grand Vitara является кроссовером, этот автомобиль на бездорожье очень неплох. В связи с этим на рынке имеются масса предложений по его доработке. Самым распространенным является установка лифт-комплектов, увеличивающих клиренс автомобиля на 35-45 миллиметров (в номинале – 200 мм). Притом, изменение дорожного просвета не влечет за собой изменение углов схождения и развала колес, которые остаются в заводских допусках, что не сказывается на износе шин и элементов подвески. Стоимость лифт-комплекта – от 37 до 45 тысяч рублей.

Существуют тут и более бюджетные решения с проставками под пружины, но они бьют по ресурсу штатных амортизаторов. А при активном внедорожном использовании автомобиля к пробегу в 100 000 километров в таком случае возможен выход из строя (вследствие попадания влаги) электрического привода переключателя режимов трансмиссии раздаточной коробки. Замена обойдется минимум в 14 тысяч рублей.

Стоит также отметить, что Grand Vitara, благодаря своему «настоящему» постоянному полному приводу, отлично управляется на скользких покрытиях. Это позволяет водителю (особенно при наличии ESP) чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. В целом же нужно признать, что для городских условий внедорожных способностей автомобиля хватает с лихвой. На бездорожье же Suzuki без труда составит конкуренцию даже весьма серьезным проходимцам.

Сергей Домущий, Дмитрий Ситников