Последние из автомобильных могикан

На рынке почти не осталось автомобилей с обычными кнопками и крутилками вместо сложнейшего меню с управлением, зашитым в сенсорный экран. И их дни сочтены: чтобы идти в ногу с технологиями, производители не оставят покупателям выбора.

Увидев на водительской двери американского кроссовера Ford Edge здоровые пластиковые кнопки с цифрами, я поначалу решила, что это программирование настроек машины под запросы разных водителей, поди еще и связанный с «фордовской» системой MyKey. Ведь современные машины научились брать под контроль нашу жизнь, заманивая комфортом. Знаете, все эти функции памяти положения водительского сидения, углы наклона зеркал, оптимальные настройки частот радиостанций, подгружаемых из смартфона аудиозаписей, работы климат-контроля и привычные маршруты навигационной системы для «водителя №1» и «водителя №2». Оказалось же, что это банальный кодовый замок, как домофон на двери подъезда: набираешь комбинацию — и машина запирается или отпирается. Такие, оказываются, бывают и на дверцах автомобилей.

Нынешний Ford Edge, попавший в Россию только в декабре 2013 года, — автомобиль старый. Таких машин, тем более в ценовом диапазоне дороже 1,5 млн рублей, практически не осталось. Да что там, даже бюджетные модели уже обладают камерами заднего вида, бесключевым доступом и системой слежения за соблюдением разметки. И вот что удивительно: устаревшие автомобили, не напичканные современными гаджетами и наворотами, порой оказываются приятнее в эксплуатации, чем современные «умники»!

Те машины, у которых древний ключ с неубирающимся лезвием нужно вставлять в замок зажигания, имеют преимущество перед автомобилями с бесключевым доступом — зимой. Не надо садиться на ледяное сиденье и нажимать кнопку, выжимая педаль сцепления или тормоза — достаточно просто повернуть ключ и подождать, пока салон прогреется. При этом сразу включить обычной клавишей электрический подогрев кресла, который будет просто нагревать сиденье, а не ждать, пока датчики распознают сидящего на подушке человека. И включать тот же подогрев в любой момент, а не лазить по сенсорному меню, чтобы нажать заветную тачскрин-кнопку или отключить авторежим подогрева и охлаждения кресла. Тем более что при минусовых температурах сенсорные мониторы безнадежно тормозят.

Остались еще автомобили без датчиков дождя и света — правда, их практически нет после ценового порога в 500 000 рублей за один автомобиль. А ведь порой проще самостоятельно выбрать режим работы стеклоочистителей. Автоматический свет не всегда согласен со зрением водителя и не включается, когда человеку за рулем уже плохо видно дорогу в сумерках. А система, переключающая свет с дальнего на ближний при приближении встречных, плохо работает даже на очень дорогих машинах. При этом отключать этот ассистент нужно принудительно, через кнопку или даже в дебрях меню.

Система памяти сидений, если не отключить автоматический режим, будет настраивать все под конкретного водителя каждый раз, когда заводится мотор. Багажник с электроприводом нельзя приоткрыть немного, чтобы достать из недр сумку, нужно ловить момент и снова нажимать кнопку.

В навороченной Acura MDX, к примеру, нельзя настроить круиз-контроль, не задав дистанции до впереди едущих машин. Получается, что если в рваном российском дорожном ритме кто-то на секунду перестраивается перед Acura, машина сама подтормаживает, теряя скорость. Системы автоматического торможения во многих машин работают грубовато, системы слежения за мертвыми зонами часто мигают почем зря и отвлекают при перестроении, а эти пугающе громкие «би-би-би» систем предупреждения о возможном столкновении, реагирующие на машину впереди, чуть отклонившуюся со своей полосы!

Все меньше остается автомобилей, в которых можно весело влететь в поворот, дернув ручник — ведь нынче стояночный тормоз превращают в электронный, клавиша же занимает меньше места (а стоит дороже). А активное подруливание в повороте способны испугать даже опытного водителя.

Машины становятся похожи на футуристичные космолеты — кнопок, с одной стороны, становится меньше, так как все автопроизводители запихивают управление в сенсорные мониторы, но функции все сложнее. Только вот абсолютное большинство водителей не используют навороты своих современных машин хотя бы на 20%, хотя при покупке переплачивают за них серьезные суммы.

Как выявили опросы и исследования, проведенные американским Союзом потребителей, большинство автовладельцев не подогревают о возможностях мультимедийных и ассистирующих систем своих машин и не пользуются ими на полную. Такие жалобы в основном поступают от водителей старшего возраста.

У молодежи другие поводы для недовольства — они-то как раз хотят пользоваться выходом в Интернет из своей машины и навигационной системой, работающей вместе с Facebook на смартфоне водителя, но жалуются на многочисленные «глюки».

Многие потребители сообщали, что предпочли бы отказаться от сенсорных мониторов, которым автопроизводители с каждым рестайлингом передают все больше полномочий. Ими неудобно пользоваться, они отвлекают внимание от дороги, усложняют поиск нужных функций, а психологи считают, что сенсорные кнопки никогда не заменят тактильных ощущений от обычных — в том числе поэтому в сложной военной технике для важных функций используются физические кнопки. Одно дело — сенсорный монитор в смартфоне или планшете и совсем другое — за рулем. И некоторые автопроизводители даже сделали «шаг назад», вернув во вновь обновленных машинах часть старых физических клавиш.

Тот же Ford Edge с простым салоном, крошечным голубеньким экранчиком аудиосистемы без USB и Bluetooth, без навигационной системы, камеры заднего вида и даже ксенона с удовольствием берут американцы — этот кроссовер остается одним из самых популярных в США. Однако новое поколение, которое будет продаваться более чем в 100 странах мира, станет другим — сложным. У него будут система слежения за мертвыми зонами и рядностью движения, распознавание дорожных знаков, предупреждение о возможном столкновении, адаптивный круиз-контроль, 8-дюймовый сенсорный монитор с SYNC и голосовым управлением, адаптивное рулевое управление…

…Само собой, современные машины не могут оставаться прежними, с радиоприемником со шкалой. Автомобили становятся лучше — прежде всего безопаснее со своими антиблокировочными тормозными системами и система стабилизации, многочисленными подушками. Однако порой они оказываются «слишком умными», не по делу умными. И пока еще на рынке остается выбор среди мастодонтов с кондовыми и суровыми, но такими честными и приятными характерами. Но скоро альтернатив не останется.