Nissan Pathfinder: прощай бездорожье

Первые кроссоверы, попрекаемые за стремление выглядеть как «настоящие внедорожники» подросли и прикончили класс минивэнов. А сейчас «доедают» прародителей. Одним из последних пал Nissan Pathfinder, который в новом поколении многое утратил. Но и приобрел немало.

На смену прежнему Pathfinder пришла машина, к которой это гордое название, означающее в переводе «Первопроходец», идет с очень большой натяжкой. В то время, как третий «Паф» имел одну из важнейших черт внедорожников — раму. Новый «Патфайндер» в погоне за легкостью и комфортом окончательно превратился в SUV. Уже одного этого достаточно, чтобы не то, что какой-нибудь хардкорный «джипер», а обычный рыбак или охотник, махнули рукой и пошли мимо сверкающего металликом новенького SUV. Но в том-то и дело, что в Nissan делали машину не для них.

Позиционируется новый Pathfider, как семейный автомобиль для ежедневного использования и путешествий. Причем, путешествий во вполне цивилизованном стиле, не предусматривающем препятствий серьезнее проселка. Благо что как и предыдущее поколение модели, новый Nissan Pathfinder способен с легкостью тащить за собой лодку или домик на колесах — разрешенная масса буксируемого прицепа равна 2273 кг.

Предыдущий Pathfinder поругивали за не самое высокое качество отделки салона. В новом поколении для этих упреков не осталось места. Кожаная отделка выполнена отлично. Сиденья тешат спину и пятую точку отменным комфортом. Некоторая специфичность присутствует в регулировке подушки сиденья по высоте-наклону, но она не доставляет неудобств. После более-менее продолжительного времени в пути, к особенностям посадки привыкаешь и расстояние в несколько сотен километров пролетает незаметно.

Прицепиться к огрехам эргономики новинки оказалось делом очень непростым — все на месте, все комфортно. Ну, разве что клавиши климатической системы и мультимедиа расположены не очень удобно для глаза, но уже через день езды большинство водителей знает расположение органов управления наизусть. Сзади салон по размерам словно однокомнатная квартира, где спокойно можно разместить жену, тещу, детей, да так, чтобы не колотили по спинке ногами) и для собаки место останется.

Некоторым архаизмом выглядит отсутствие адаптивной ксеноновой оптики, но оно становится понятным при взгляде на американский ценник. Перед нами не конкурент BMW X5 или Audi Q7, а типичный mom's car — большой (на 195 мм длиннее, на 112 мм шире и на 79 мм ниже предыдущей модели, с колесной базой, увеличившейся на 47 мм) автомобиль предназначенный для людей семейных, любящих комфорт, но не разбрасывающихся деньгами. Именно такие готовы принести ореол «премиальности» в жертву практичности и японской надежности. Впрочем, удастся ли российским покупателям Pathfinder обрести эту самую «японскую надежность» — вопрос отдельный, ведь для нашего рынка машины будут собираться в Санкт-Петербурге.

Словно для того, чтобы подчеркнуть окончательное бегство в стан «недоджипов», новый Pathfinder отказался от дизельного двигателя. Но, по воспоминаниям пользователей той версии внедорожника, дизель на Pathfinder производил впечатление насилуемого мотора, хотя и разгонял тяжеленную «телегу» до 200 км/ч. Теперь под капотом у SUV только бензиновый и гибридный агрегаты.

Чтобы не повторять ошибок конурентов, ниссановцы занизили число «лошадок» до 249 в обеих версиях, но, скорее всего, это занижение только на бумаге. На своем главном рынке — в США, мощность всех вариантов комплектации равна 260 л.с.

Кстати, самих комплектаций в Америке больше, целых шесть, разбросанных по цене от $ 29 510 за версию «S», до с $ 41 410 за топовую комплектацию «Platinum». Основные отличия состоят в степени нафаршированности развлекательной и помогающей электроникой, наподобие навигационной Nissan Hard Drive Navigation System и аудиосистемы Bose.

В России автомобиль представлен скромнее — четырьмя версиями: MiD, HIGH, HIGH+ и TOP, стоимостью от 1 930 000 до 2 157 000 рублей.

Но оснащение даже базового варианта выглядит впечатляюще. Практически максимальный набор электронных ассистентов — система распределения тормозных усилии (EBD), хилл-ассист (HSA), система помощи при экстренном торможении, система динамическои стабилизации автомобиля (VDC) и противобуксовочная система (TCS) призваны обеспечить максимально безопасное перемещение на маршруте. Как и в США, стандартная комплектация получила полный набор подушек безопасности, включая боковые шторки и систему контроля давления воздуха в шинах (TPMS) с индикациеи каждого колеса.

На ходу бензиновая версия Pathfinder производит странные ощущения. С одной стороны, мощный и тяговитый мотор в сочетании с очень энергоемкой подвеской позволяет идти под 160, не замечая ям и неровностей на асфальте и без всяких проблем лететь, не намного снижая скорость, по гравийному покрытию. Но уже после 130 автомобиль становится достаточно чувствителен к продольной качке. Большие ходы подвески приводят к тому, что идущая на переднем приводе машина начинает «плыть» задней осью. На участке тест-драйва, пролегавшем через покрытую галькой пустыню в окрестностях Чарынского каньона, это было особенно заметно и, петляя на 80 км/ч, кроссовер нет-нет да и приходилось ловить рулем. Подключающийся при пробуксовке передних колес задний привод напоминал о повадках первого поколения Honda CR-V, которая любила «порадовать» своих владельцев зимой неожиданным превращением в полноприводник… До способности xDrive от BMW предугадывать и предотвращать любое отклонение от траектории, ниссановскому ALL MODE 4х4i еще далеко. Реакции на работу педалью тормоза на большой скорости очень яркие — легкое нажатие мгновенно загружает передок, что вполне придется по вкусу любителям активной езды.

Но, если вернуть себя в рамки ПДД, то подвеской Pathfinder и тем, как она работает в таких сложных условиях, можно только восхищаться. А вот к педали газа, вернее к тому, как нажатие на нее заставляет работать мотор и вариатор, придется привыкать — не всякому по вкусу «тролейбусная» манера езды, а добиться четкого «кик-дауна» от Pathfinder практически невозможно.

Для российского представительства Nissan это предмет особой гордости, а для нас — удивления. Конечно, приятно заявить, что твоя компания представляет первый гибрид российской сборки, но на вопрос «зачем?» внятного ответа нет. С гибридной силовой установкой, состоящей из 2,5-литрового ДВС с механическим нагнетателем и 20-сильного электромотора, кроссовер потяжелел на сотню килограмм и почти на 90 000 рублей — такова разница в цене комплектации HIGH с бензиновым мотором и гибридом.

При том, что бензиновый SUV показал результат в 13−15 литров, а гибридный — 7−9, чтобы окупить экономию на бензине, нужно совершить пару кругосветных автопробегов, в то время как привлекательность гибридной версии на вторичном рынке представляется сомнительной, равно как и квалификация сервисменов по ремонту этой «неведомой зверушки». Самый же серьезный практический недостаток гибрида вскрылся все в том же Чарынском каньоне. Практически никому из участников теста не удалось выехать с первого раза.

И дело тут не в сложности трассы, а в особенности привода. Как только машина массой в 2083 кило становилась в «позу писающей собаки», заставляя интеллектуальную систему перебрасывать всю тягу на колеса по диагонали, гибридный привод перегревался и движение вперед становилось невозможным. Практически единодушное резюме — лезть на серьезное бездорожье с гибридом строго противопоказано. Его стихия — городские дороги, шоссе и сухой проселок. Вот там-то что порожний, что груженый, тяговитый (330 Нм на 3600 оборотах и 368 Нм в режиме максимальной тяги) гибрид в своей стихии.

Еще одно забавное свидетельство нацеленности новинки на аудиторию, которая не то, что на бездорожье не поедет, но и маслозаливную горловину не найдет, находится в багажнике Pathfinder. Чтобы достать запасное колесо нужно совершить настоящий танец с бубном, открыв крышечку специального болта, вставив в нее специальный переходник, который нужно достать из специальной ниши, прикрытой специальной крышечкой. Потом в этот переходник нужно вставить специальную «кочергу». Глядя на всю эту красоту, я представил себе, как бьется в истерике хозяйка такого «джипа» …

…Nissan Pathfinder получился очень неплохим автомобилем. В нем есть много привлекательного для тех, кто ищет комфортное семейное авто. Но нет уже ничего, что наделяло бы эту машину правом на столь звучное и обязывающее имя. Стоит ли сожалеть об очередной потере в стане внедорожников или радоваться появлению еще одного большого и удобного кроссовера?

Ответ на этот вопрос даст покупатель. Первое впечатление же таково, что ниссановцы гибко отреагировали на требование рынка, выкатив большую и комфортную машину, пусть и ценой популярности у тех, кто не мыслит путешествий без копания в грязи с тросом, реечным домкратом и лебедкой. Но, в своем стремлении соответствовать моде на экологию, предложив на российский рынок гибридную версию в Nissan явно переборщили.