Водителей хотят штрафовать в зависимости от погоды

Глава Росавтодора заявил о намерении ввести на загородных трассах плавающий скоростной режим, меняющийся в зависимости от погоды. За громкими словами скрывается давно существующая система, под которую, впрочем, крайне трудно подвести доказательную базу.

«Ввести плавающий скоростной режим в зависимости от погоды», «специальные электронные табло с обозначением действующей в этот момент максимальной скорости», «штрафовать за нарушение скоростного режима в дождь или снегопад» - такие громкие, прямо-таки продвинутые «заграничные» нововведения пообещал руководитель Росавтодора Роман Старовойт на пресс-конференции в «Российской газете». Однако речь тут, по сути, идет лишь о замене обычных жестяных знаков дорожного движения на электронные табло. Такие световые аналоги дорожных знаков давно функционируют, например, на МКАД в Москве.

Дополнительные ограничения, предписываемые дорожными знаками в зависимости от погодных условий, придумали не вчера и не в Росавтодоре – они давно прописаны в ПДД. Такие прямоугольные белые таблички, которые называются знаками дополнительной информации: «влажное покрытие», «туман». Они устанавливаются вместе с основными запрещающим знаком и предписывают, скажем, снизить скорость до 50 км/ч при мокром дорожном покрытии там, где в обычных условиях движения разрешено ехать 90 км/ч, или запрещают обгон в туман. То есть они указывают, что действие основного знака распространяется только на тот период времени и определенные условия. За нарушение требований дополнительных знаков отдельных штрафов не предусмотрено – наказывать полагается по основному знаку, то есть за превышение скоростного режима или обгон. Однако доказать «преступление» практически невозможно – как можно в суде обсуждать, было ли покрытие влажным или так показалось инспектору?

С электронным световыми табло ситуация более очевидная. Электронные табло фактически представляют собой те же временные знаки, которые, согласно ПДД, имеют приоритет перед постоянными. Так что если на МКАД через пелену дождя (хотя бывает и в солнечную погоду – человеческий фактор, что поделать) вы видите на черных экранах оранжевые знаки «80 км/ч», то подчиняться надо именно им. Но и здесь есть «лазейка»: табло стоят не после каждого съезда, так что после очередной эстакады снова актуальным становится скоростной лимит в 100 км/ч, которые предписывает постоянный знак.

Так что глава Росавтодора всего лишь расписал давно закрепленные в российских ПДД положения. Разве что в более глобальном масштабе. По словам господина Старовойтова, в настоящее время обсуждается вопрос утверждения отдельных лимитов скорости на различные погодные условия, а именно снегопад, ливень или туман. На федеральных трассах планируется установить значительное количество световых табло, а информацию будут брать с метеопостов. В настоящее время на дорогах федерального значения расположено 645 станций автоматизированной системы метеообеспечения, а до 2020 года планируется установить еще 480 пунктов. В общем, есть куда инвестировать.

Ограничение скоростного режима или маневров обгона в плохие погодные условия имеют смысл. Дорожная обстановка действительно становится сложнее, ухудшается видимость. Также эксперты считают, что российские водители вообще плохо адаптируются к изменению погодных и дорожных условий, и поэтому в переходных период между сезонами наблюдается рост аварий: водители привыкли менять манеру вождении в зависимости от погоды и не успеют перестроиться.