Почему растут продажи подержанных машин

Падение продаж новых автомобилей подстегнула рост вторичного рынка. Оно и понятно: и цены на новые авто кусаются, и общая ситуация в стране и мире не располагает к чрезмерным тратам.

В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», за последние десять месяцев (январь-октябрь) рынок подержанных автомобилей в России вырос на 6,9% (5,16 млн. машин) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе и потому, что автодилеры все больше внимания стали уделять стимулированию продаж на вторичном рынке. Скажем, в крупной мультибрендовой компании ГК «АвтоСпецЦентр» рост продаж в сентябре относительно августа составил 8%, а в октябре прирост к сентябрю был уже на уровне 21%. Второе дыхание продажам поддержанных автомобилей дала программа утилизации, представив существенный стимул к обмену старых автомобилей на новые.

Сейчас практически каждый крупный дилерский центр имеет собственные подразделения, специализирующиеся на перепродажах подержанных машин. Причем в Москве доля продаж подержанных через официальных дилеров составляет около 27%. В то время как спрос на подержанные транспортные средства продолжает расти, продажи на рынке новых автомобилей, по данным АЕБ, сократились на 9,9% по итогам октября. Одной из причин такой тенденции является то, что еще в 2005 году российский авторынок показывал устойчивый рост и к 2012 достиг рекордной цифры – 2,935 млн. проданных автомобилей. Сегодня эти машины выходят на вторичный рынок и спрос на них достаточно велик, между тем продажи новых авто последние два года стабильно падают. Среди подержанных брендов первое место в Москве занимает продукция АВТОВАЗа (более 20%), второе – Toyota (9%), третье Chevrolet (по 6,3%). В топ-10 также входит BMW (5,8%), Mercedes-Benz (5,4%), Hyundai (5,4%), Nissan (5,3%), Volkswagen (5,3%), Mitsubishi (4,3%), и KIA (3,6%).

Текущее положение дел на автомобильном рынке России вызвано, прежде всего, ухудшением общей экономической ситуации в стране. Не имея возможности приобрести новые машины, покупатели все чаще прибегают к услугам отделов продаж автомобилей с пробегом — это надежнее, чем самому выбирать и проверять подержанную машину. И сегодня число сделок по реализации автомобилей с пробегом на российском рынке в 2-3 раза превышают объемы продаж новых легковых машин.

Тем не менее, следует отметить, что спрос на подержанные авто не может постоянно расти. Вторичный рынок напрямую зависит от первичного, только реагирует на изменение покупательской способности с небольшой задержкой. То есть в скором времени рынок подержанных авто начнет также сокращаться. Однако доля продаж автомобилей с пробегом, реализованных официальными дилерами, относительно общего количества сделок на вторичном рынке будет продолжать расти, даже с учетом того, что в ближайшее время специалисты не прогнозируют роста рынка новых авто. Кроме того, запрет на импорт и рост курса валют, возможно, отразятся не только на новых брендах, – подержанные иномарки также окажутся под угрозой.

— Сегодня на российском авторынке сложилась довольно непростая ситуация. В то время как продажи новых машин продолжают падать, спрос на автомобили, проверенные временем, возрастает, – комментирует ситуацию Дмитрий Бабарыкин, директор направления по продажам автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр». — Происходит это по двум причинам. Во-первых, общая экономическая ситуация заставляет задуматься о целесообразности покупки нового авто, поэтому фокус смещается к вторичному рынку. Во-вторых, на решения людей влияет и политическая ситуация: опасаясь остаться совсем без средства передвижения, они начинают скупать подержанные авто. Однако данная ситуация не может продолжаться длительное время. Если новые машины не будут востребованы сейчас, то через какое-то время это однозначно скажется и на продажах поддержанных автомобилей. И хотя большинство специалистов прогнозируют снижение активности продаж подержанных автомобилей в целом на вторичном рынке, мы видим все предпосылки к росту продаж авто с пробегом...