Чем опасен отраженный свет фар позади идущей машины

Антибликовые салонные зеркала заднего вида прочно заняли свою нишу среди тюнинговых автомобильных аксессуаров. Наши эксперты оценили эффективность применения таких зеркал, протестировав нескольких моделей.

Зима и периоды межсезонья, как известно, — время повышенных стрессовых нагрузок для водителя. Им подвержены все без исключения автомобилисты, включая по-настоящему опытных водителей, долгое время проводящих за рулем. Факторов, которые влияют на эту ситуацию, множество, но один из главных — более сильная, нежели летом, утомляемость, провоцирующая снижение внимания и уменьшение скорости реакции на резкое изменение дорожной обстановки. Что обусловлено, считают медики, в первую очередь куда более продолжительным периодом темного времени суток, на который приходится значительная доля поездок при искусственном освещении, иначе говоря, при свете автомобильных фар. Именно их слепящее действие оказывается одним из мощных раздражителей, которые даже за полчаса(!) езды способны основательно утомить водителя. Кстати, ослепляющее действие оказывают машины как со встречной полосы, так и находящихся сзади — за счет отражения света от зеркала заднего вида.

Учитывая это, некоторые автопроизводители для повышения уровня активной безопасности оснащают свои машины салонными зеркалами с антибликовым покрытием. Штука эта, безусловно, хорошая, правда, только тогда, когда фирмачи используют качественное покрытие. А оно, как свидетельствует наш опыт тестирования автомобилей, часто бывает далеким от идеала. Не секрет, что, пытаясь сэкономить, некоторые автозаводы заказывают для конвейера дешевые «антиблики», изготовленные с нарушением технологии.

Понятно, что для тех же машин, где штатными являются обычные зеркала, антибликовые модели приходится покупать самому. Здесь тоже есть подводные камни: из-за многообразия предложений можно купить не то, на что надеялся. В чем мы убедились лично, организовав с коллегами из портала «АвтоПарад» редакционный тест с тремя моделями антибликовых зеркал. Для этого в столичных автомагазинах были приобретены корейский аналог штатного зеркала, имеющий антибликовое покрытие, китайский панорамный отражатель Sports Design, а также панорамный «антиблик» Broadway, выпускаемой известной японской фирмой Napolex.

Методику мы выбрали самую простую и, на наш взгляд, более чем показательную. Суть ее такова: закупленные образцы поочередно закреплялись в машине на месте штатного зеркала, после чего стоящий в нескольких метрах сзади второй автомобиль включал на полную катушку головные фары, имитируя тем самым реальную дорожную ситуацию. Чтобы оценить, как тот или иной «антиблик» снижает интенсивность отраженного света, мы задействовали специальный измерительный прибор – люксометр. Во время теста его сенсорный элемент располагался в салоне на уровне глаз водителя.

Итак, что мы имеем по результатам этих испытаний? В целом, у всех образцов отмечено снижение интенсивности отраженного света в сравнении со штатным зеркалом, но с разными значениями. Так, «кореец» приглушил свет примерно на 20%, у китайского панорамника этот показатель составил примерно 25%. Ну, а лучше всего со слепящим действием отраженного света фар справляется японский «антиблик» Broadway, понизивший его интенсивность почти в полтора раза. Самое же главное, что все видимые объекты в зеркале «японца» наблюдаются без какого-либо затемнения, характерного для большинства тонированных отражателей.

Впоследствии, во время консультаций с представителями фирмы «Апико», эксклюзивного дистрибьютора Napolex в России, выяснилось, что японские инженеры уделяют особое внимание специальным защитным покрытиям. В частности, в моделях автомобильных зеркал Broadway для этого используется двустороннее антибликовое напыление с добавками хрома или серебра. Они эффективно снижают уровень отражаемого ультрафиолета днем и интенсивность света фар в темное время суток. Есть здесь и ноу-хау: в отличие от традиционных «антибликов», у Broadway фирменное напыление нейтрализует световой поток только в том участке видимого спектра, который оказывает наибольшее раздражающее действие на сетчатку глаз. При этом главные параметры зеркального отражения — яркость и контрастность — не меняются, что субъективно выражается в улучшении видимости (водитель меньше щурится). 

Отдельно стоит сказать об эргономике, а вернее, об комфортности использования панорамных «антибликов». Если сравнивать две модели, которые участвовали в нашем тесте, то японский образец гораздо лучше китайского Sports Design, который довольно тяжел, громоздок и, к тому же, существенно искажает видимые в нем объекты. Что же касается Broadway, то, например, по весу он однозначно выигрывает у китайца за счет малой толщины каркаса (не более 4 мм). Данное обстоятельство, помимо всего прочего, позволяет легко монтировать Broadway на штатное зеркало с минимумом дополнительных регулировок «под водителя». У японца есть еще одно важное преимущество: он снабжен панорамным отражателем нового поколения (с малой кривизной профиля), который равноудаляет и практически не искажает наблюдаемый объект. По оценкам разработчиков, расхождения в определении расстояния не превышают 5%.