Что потеряют покупатели машин, кроме относительно доступных цен на новые авто

Школы вождения, спортивные заезды, огромные внедорожные площадки, интересные экспедиции… Те развлечения, которые автопроизводители устраивали для клиентов в сытые времена, в кризис могут лишиться финансирования.

Российский автомобильный рынок по-прежнему относится к развивающимся и еще далек от насыщения. Поэтому в хорошие времена продажи новых машин в нашей стране растут, так что российский авторынок стабильно рвется к первому месту в Европе. Однако когда РФ вплотную подходит к Германии по количеству проданных автомобилей, как происходит очередная экономическая катастрофа. В этот раз рубль ослаб настолько, что цены на машины начали расти уже в ноябре, не дожидаясь обычной стартовой точки в январе. Обстановка доходит до абсурда: покупая накануне машину за 480 000 рублей, назавтра можно увидеть ценник на ту же модель в 600 000 рублей.

Пока рынок растет, автопроизводителям надо воевать за покупателя и заманивать его ритуальными плясками. Так автомобильные компании стараются перещеголять друг друга в программах лояльности. Это могут быть курсы обучения вождению в подарок при покупке новой машины, возможность участвовать в гоночных соревнованиях или экспедициях по России и даже зарубежью «на халяву» и прочие приятные «ништяки», которые должны подчеркнуть, как здорово владеть автомобилем такой марки. Но в тяжелые времена рекламные бюджеты могут серьезно урезать.

Школы вождения

У многих автомобильных компаний есть школы вождения, точнее, разномастные академии повышения водительского мастерства. Программы обучения для водителей есть практически у всех премиальных брендов  – у Audi, BMW, Jaguar, Mercedes-Benz, Porsche, а также у менее пафосных марок. Курсы могут предлагаться в качестве подарка при покупке нового автомобиля при наличии соответствующей квоты у дилеров – причем от класса машины может зависеть уровень сложности обучения. Другой вариант – существенная скидка владельцам автомобилей данной марки при предъявлении ПТС при записи в школу вождении.

Площадки академий вождения работают в Москве и Подмосковье, а желающих пройти более увлекательные и продвинутые курсы приглашают провести несколько дней в Карелии, Югре, Финляндии – особенно это касается навыков управления автомобилей в скользкое зимнее время, которых часто недостает российским водителям. Большинство занятий нацелены на обучение водителей экстремальным навыкам вождения – от спортивного-эффектного до безопасного в критической ситуации. Оригинальную программу предложила компания Ford, умудрившаяся открыть свою школу в самый разгар кризиса – здесь преподносят азбучные истины на практике, например, чем чревато писать смс за рулем, или предлагают прокатиться в сильно искривленных очках, имитирующих опьянение. Школа только начала работать – пока совершенно бесплатно, причем даже необязательно быть владельцем Ford, чтобы записаться за занятия.

Само собой, школы вождения несут прежде всего рекламные задачи: привлечь как можно больше потребителей к своему бренду и познакомить их с возможностями автомобилей. Но в тяжелые времена рекламные бюджеты часто сокращают, так что оплачивать это удовольствие многие компании могут посчитать излишним и, как минимум, перейти на коммерциализацию проектов. Особенно когда продажи автомобилей идут на спад и совсем немного клиентов будут приезжать на обустроенные автодромы, на содержание которых также тратится немало средств.

Обучение бездорожью

В крутых дорогих внедорожниках так много замороченной электроники, что владелец не догадывается о процентах 80 всех умений и функций. И если покупатель легковой машины худо-бедно с ней справится, пусть и не в экстремальных пределах, то возможностям «вездеходов» нужно обучать. Такие программы в России предлагаются покупателям Jeep и Land Rover.

Полигон Jeep находится в Москве – за «Крокус Экспо». А вот у Land Rover огромная территория в подмосковных Сорочанах с настоящими болотами, пригорками, речками и прочими колеями. Довольно затратное развлечение для клиентов по нынешним временам.

Гонки

У гоночного чемпионата Mazda Sport Cup в России нет аналогов. И участие в Кубке стоит того, чтобы купить себе «Мазду». Ведь любой владелец получает возможность бесплатно принять участие в отборочных турах, а если уж показал класс, то попасть в полноценные соревнования с заездами на известных российских гоночных трассах. Причем в качестве приза команда-победитель получает поездку на европейский трек.

Чемпионат для владельцев Mazda проводит с 2008 года, а с 2010 года мероприятие перешло в статус Кубка. За эти годы в соревнованиях приняли участие более 15 000 человек. Надо ли говорить, что все расходы по питанию, трансферу и проживанию прошедших отборочные этапы Mazda берет на себя, что уж говорить об организации самого мероприятия. Не лишит ли кризис Россию этого уникального «халявного» спорт-праздника?

С 2009 года в России при финансовой поддержке компании Renault проводится Logan Cup – специально подготовленные для ралли автомобили Logan участвуют как в общем зачете Кубка России по ралли, так и в отдельном Кубке. Под вопросом в наступающем году популярность самого ралли как довольно дорогостоящего удовольствия, а не только спонсорство его отдельных категорий.

Экспедиции

Высшая ступень клиентских программ – это полноценные путешествия, которые могут длиться не одну неделю. Само собой, места для своих экспедиций компании выбирают экзотические – Север, Урал, ЮАР. Например, у Audi в 2013 году открылись экспедиции под названием «Заполярье» из Мурманска в сторону полуостровов Средний и Рыбачий – даже участие в таком мероприятии может достаться клиенту марки бесплатно.

В сторону Севера организовала экспедиции и компания Volvo – совместно с журналом «National Geographic Россия»: Санкт-Петербург, Финляндия, Лапландия, норвежский Нордкап, Карелия, Кольский полуостров, а также на Урал.

Вечеринки

Все покупатели новых автомобилей имеют шанс получать приглашения на различные презентации, которые проводят при запуске новинок на рынке или просто для поддержки «дружбы» со своими клиентами. Проще говоря, выход в свет: от мероприятия в дилерском центре у МКАДа с голодной очередью за бесплатными коктейлями, сдобренного лазерным шоу, до званого ужина на 25-м этаже с выступлением Элтона Джона или уик енда на загородном причале с джазовым оркестром.