Верховный суд разрешил ездить без полиса ОСАГО

Верховный суд разъяснил, что после покупки машины ее собственник может ездить на ней, не покупая полис ОСАГО. Он имеет полное право не страховать свою гражданскую ответственность вплоть до регистрации авто в ГИБДД.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в своем очередном обзоре разъяснила, в течение какого срока после покупки машины человек обязан ее застраховать по ОСАГО. ВС разобрал случай судебного обжалования гражданином штрафа за езду без полиса ОСАГО.

Житель Йошкар-Олы заключил договор на право безвозмездного пользования (оформил доверенность на право управления) автомобилем с его собственником 5 февраля 2013 года. А уже 7 февраля сотрудник местной ДПС оштрафовал его за то, что управлял автомобилем, не будучи вписанным в полис ОСАГО – по статье 12.37 КоАП РФ. Эта статья в современной редакции грозит нарушителю штрафом в 500 рублей.

Принципиального жителя Республики Марий Эл столь суровое наказание на устроило и он начал жаловаться через суд. Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, а потом и Верховный Суд Республики Марий Эл встали на сторону инспектора ГИБДД. Добиться правды автомобилисту удалось лишь в высшей судебной инстанции страны.

ВС учел, что, с одной стороны, в части 2 статье 4 закона «Об ОСАГО» говорится, что : «при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им».

С другой стороны, пункт 21.1 Правил дорожного движения требует от водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных законом. Следовательно, говорится в обзоре ВС, «до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

Таким образом, высшая судебная инстанция разрешила автовладельцу в течении 10 дней ездить на новенькой машине не только без госномеров, но и без полиса ОСАГО. И ни один полицейский не имеет право его оштрафовать. Понятно, что редкий сотрудник ДПС следит за публикациями Верховного Суда. Но кое-кто из его начальства – вполне может быть. А уж судья, который будет рассматривать потом ходатайство об отмене штрафа за «езду без полиса» с разъяснением ВС знаком быть просто обязан. Так что такие незаконно наложенные администрштрафы отменять будут уже в суде первой инстанции.

Кое-кто решит, что отныне можно будет экономит на покупке ОСАГО. Например так: можно написать доверенность на право управления машиной другу с открытой датой. И как только его остановит гаишник, он эту дату вписывает вчерашним числом. Теоретически, полис ОСАГО ему вообще не нужен будет. Схема рабочая. Но только до того момента, когда «друг с доверенностью» не станет виновником ДТП. В отсутствии полиса ОСАГО ответственность за последствия ляжет на «владельца средства повышенной опасности», по доброте душевной выписавшего доверенность.