Как Ford учит правильно водить

Студентом автошколы быть весьма полезно. Не опыта ради, но ради поддержания тонуса. Повседневное вождение расслабляют – ты больше себе позволяешь, меньше контролируешь, хотя на самом деле ни к тому, ни к другому не готов. К тому же, ты напрочь забываешь физику, которая водителю, к слову, очень даже нужна.

Многим водителям в нашей стране просто необходима периодическая стажировка на подобных курсах. По роду занятий за рулем я времени провожу довольно много и вижу массу автомобилистов, которые водить, мягко говоря, не умеют. И дело даже не в культуре поведения или мастерстве, но в совокупности этих качеств. И недостаток хотя бы одного из них превращает такого «машиниста» в социально-опасный дорожный элемент. И ждать от него можно все, что угодно.

И еще одно. Возможно кто-то посчитает следующую мысль крамольной, но после участия в программе безопасного вождения от Ford, я окончательно уверился в том, что нам необходимо на законодательном уровне установить минимальный стаж вождения для участия в курсах контраварийной подготовки, ибо прежде чем учиться выбираться из сложных ситуаций, нужно научиться в них не попадать. Притом, не просто знать, как это делается, но успешно применять на практике и довольно длительное время.

Молодежь же в массе своей воспринимает контраварийную подготовку, как своеобразный билет в мир автоспорта. Ибо там их учат не просто правильно ездить, а оттачивают навыки. В итоге, получив сертификат вчерашний студент пускается во все тяжкие на дороге. «Я же все умею, все могу». Несмотря на то, что инструктор вбивал в его голову на протяжении долгого времени обратные установки: «ты должен уметь предвидеть и предугадывать, должен уметь контролировать, и только если все это не помогло, использовать свои навыки».

Я ни в коем случае не хочу сказать, что контраварийщики – плохие люди, занятые лишь выбиванием бабла из своих студентов, но ступенчатое обучение в сжатые сроки приводит к не слишком хорошим последствиям. Лично я знаю минимум четырех человек, которые, окончив такие курсы, успешно расколотили свои машины всего через несколько месяцев. Дело в том, что они помнили только последнюю, практическую часть курса, где все их навыки были доведены до автоматизма, но никто не помнил теорию. Мало того, ни один из них не считал себя хоть немного виноватым в случившемся...

Вот ребята, работающие по фордовской программе довольно быстро и доходчиво объясняют, кто же тут все-таки лох. Наш вариант был зимним, поэтому прежде, чем посадить народ за руль, они наглядно продемонстрировали собравшимся, что означают лишние 20 км/ч. То есть, что случится на дороге, если вы едете не 60, а 80 км/ч, которые вроде бы и запрещены, но фактически разрешены ПДД.

Притом, они не грузят студентов продробностями и физическими формулами, а просто предлагают им определить то место, где по их мнению остановится автомобиль тормозящий «в пол» с определенной скорости. Сначала 30, потом 40, потом 60, потом 80, если место на полигоне позволяет... Самое смешное, что точку остановки с 30 км/ч определяют практически все, тогда как на 60 км/ч разброс составляет метров 10, не меньше. Притом, народ в нашей группе подобрался бывалый, подготовленный... И эта картинка однозначно лучше любого объяснения «на пальцах».

Многие сейчас, наверняка саркастически посмеиваются, называя автора лохом, но на самом деле, когда ты находишься в метре от буквально несущегося мимо двухтонного автомобиля, истошно скрежещущего ABS, понимая, что окажись ты на пути, уже летел бы метрах в трех от земли, тебе, мягко говоря, не до смеха. По факту, ты ощущаешь себя пешеходом. А после еще и на место водителя пересаживаешься... но уже с четким осознанием того, что на самом деле значит даже небольшое превышение скорости.

Но это не все. В момент выполнения упражнения вы готовы. Вы ждете либо команды инструктора, либо того момента, когда машина поравняется с нужным конусом, но на дороге все не так. На дороге вы расслаблены. И что происходит в таком случае, нам тоже демонстрировали. Тест вроде бы простой – написать sms, двигаясь с заданной скоростью по змейке. Сообщение, кстати, надо дописать до финишной черты. Есть правда, один нюанс – вам в любой момент могут дать команду остановиться. Причем, не по рации, а взмахом флага. Полагаете, кто-то остановился вовремя? На практике это либо человеческая жизнь, либо человеческое здоровье, либо в самом простом случае – ущерб по железу.

По данным ВОЗ, реакция водителя во время разговора по мобильному телефону замедляется на 0,5-1,5 секунды. В то же время, каждый четвертый российской водитель всерьез полагает, что сможет верно и вовремя отреагировать в такой ситуации на возникновение опасности... Лично мне недавно продемонстрировали, что все это чушь собачья и мой многолетний стаж никоим образом не компенсирует физиологические особенности организма и законы физики. Им, кстати, подчиняется все, как бы мы не хотели обратного. И если машина в данных условиях не в состоянии остановиться на заданном отрезке дороги, она и не остановится, сколько бы контраварийных курсов перед вы не прошли...