Новые ПДД: как правильно пересекать пешеходный переход

Слышал, что в ноябре 2014 года в Правила дорожного движения вносились изменения.

Слышал, что в ноябре 2014 года в Правила дорожного движения вносились изменения. Однако в различных СМИ трактовка новых положений ПДД подавалась по разному. Расскажите об этих изменениях.

Евгений Прыткин

— Действительно, в ноябре 2014 года дважды вступали в силу изменения в Правила дорожного движения. Первые изменения, вступившие в силу 14 ноября, дали более подробную трактовку понятию «мотоцикл», увеличили до 16 лет возраст обучаемого на мотоцикле, а также некоторые моменты, связанные с эксплуатацией мотоцикла. Также были уточнены требования к подготовке водителей, имеющих право перевозить людей в кузове грузового автомобиля. Что же касается изменений в ПДД, вступивших в силу 29 ноября 2014 года, то все они так или иначе направлены на повышение безопасности движения при пересечении пешеходами нерегулируемых пешеходных переходов. Так, теперь участок «зебры» на дороге, пересекающий трамвайные пути, подпадает под требование п. 14.1, т.е. водитель должен пропускать находившихся там пешеходов. Если раньше обгон на нерегулируемом пешеходном переходе был запрещен при наличии там пешеходов, то теперь в любом случае. Также в данный пункт Правил было внесено еще одно. Если раньше этот пункт Правил обязывал водителя «..снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов…», то теперь водитель обязан «…уступить дорогу пешеходам…». На первый взгляд изменение чисто формальное, но в старой редакции оно давало право сотрудникам ГИБДД возможность наказывать водителей даже в том случае, когда пешеход вступил на переход на расстоянии нескольких полос от транспортного средства и подойдет к последнему через значительное время. Теперь же ПДД предоставляют водителю самому без последствий со стороны ГИБДД решать: надо ли ему для пропуска пешехода остановиться, снизить скорость или вообще этого не делать. Также было внесено и еще одно изменение в ПДД, которое позволит несколько уменьшить «принципиальность» ГИБДД к водителям. Зачастую складывается такая ситуация, что водитель подъезжает к нерегулируемому пешеходному переходу по дороге с несколькими полосами движения и пешеход появляется перед его автомобилем из-за двигавшихся в попутном направлении транспортных средств: избежать ДТП в такой ситуации уже невозможно. С этой целью в Правилах дорожного движения имеется п. 14.2, в который в старой редакции звучал так: «если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов». Цель этого пункта ясна, т.к. при приближении к такому переходу впереди справа или слева могут находиться транспортные средства, которые будут закрывать пешехода на таком переходе до самого последнего момента. И хотя понятие «соседние полосы» путем оценки ПДД и другой нормативной литературы никак не приведут к мысли, что это, в том числе, и встречные полосы движения, тем не менее, сотрудники ГИБДД ухитрялись привлекать водителей к ответственности и при таких ситуациях. Представьте себе, что вы едете по своему направлению движения, все полосы которого свободны, а на встречной полосе пробка. Вдруг вам буквально под колеса со встречной полосы выходит пешеход и вы его сбиваете. Пункт 14.2 ПДД тут абсолютно не применим, но сотрудники ГИБДД его применяли. Поэтому и в этот пункт Правил было внесено дополнение: «…то водители других транспортных средств, движущихся в ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ…». Также этими изменениями запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу на велосипеде.