42383

Эволюция: как обычный стартап превратился в Tesla

Создать маленькую автомобильную компанию, за десять лет окупить вложения и выйти в прибыль, пережив при этом мощнейший экономический кризис?.. В сегодняшнем мире это больше похоже на сказку. Впрочем, Элон Маск что-то подобное проворачивал уже не раз.
Поделиться
Изображение Эволюция: как обычный стартап превратился в Tesla

Взорвать премиальный сегмент гигантского по своим объемам рынка, при живых-то грандах, которые друг друга-то не жалеют, мелких же просто давят, не глядя... Даже в нашей стране полно примеров, которые подтверждают, что это невозможно: прохоровский Ё-мобиль, за три года так и не разродившийся ни одним, хотя бы «мертворожденным» проектом, Marussia, так и не продавшая ни одной машины, да что говорить, когда сорокалетний АВТОВАЗ до сих пор в долгах сидит... А вот Tesla Motors рассчиталась со всеми кредиторами, спустя лишь десять лет после запуска. Причем, речь идет в том числе и о полумиллиардном займе, который компания взяла у министерства энергетики США в 2010 году для того, чтобы наладить сборку автомобилей и силовых установок в Калифорнии.

На сегодняшний день Tesla Motors является не просто одним из самых успешных стратапов, но, наверное, самым успешным автомобильным производителем в мире.

Первоначально предполагалось, что производитель полностью рассчитается с правительством в декабре 2022 года, однако уже в марте 2013-го ее руководитель Элон Маск сказал, что достиг договоренности с ведомством и что возглавляемая им компания погасит долг до 2017 года. И вот, спустя два месяца после того заявления, менеджмент объявил о том, что Tesla Motors полностью рассчиталась с кредиторами. На 9 лет раньше срока.

Таким образом, компания стала вторым производителем в США, полностью погасившим «кризисный долг». Первым был Chrysler, которому, впрочем, для этого сначала пришлось прибегнуть к процедуре банкротства, а после продаться со всеми потрохами итальянскому концерну FIAT.

Но стоит ли равнять Chrysler и Tesla? Одного из крупнейших американских производителей, детище Уолтера Крайслера, которое в 2020 году отметит столетний юбилей, и компанию, начавшуюся в 2003 году, как обыкновенный стартап из Кремниевой долины. Хотя, это смотря с какой стороны посмотреть...

Во-первых, компания изначально была задумана, как производитель электрокаров, то есть ни о каких ДВС речи не шло – только высокие технологии, ультралегкие и ультрапрочные материалы. Во-вторых, состав учредителей у Tesla Motors кого-то может даже слегка шокировать: что ни имя – «звезда», причем первой величины. Фамилия главного идеолога вам, наверное, ничего не скажет, ибо в роли застрельщика выступил Мартин Эберхард – инженер, работавший с аккумуляторными батареями, которому до нервной чесотки захотелось поиметь экономичный и экологичный спорткар, за которым бы не пришлось возить авиационный заправщик с высооктановым топливом.

Как и многие высокотехнологичные стартапы, Tesla родилась из-за сильного желания создателей стать обладателями некоего нового продукта, который им не смогли предложить другие производители.

Хотя вся история, наверняка, была куда банальнее: скромному инженеру из Silicon Valley в недалеком будущем хотелось прикупить себе какой-нибудь Ferrari, но ему подкузьмил уроженец Австрии по фамилии Шварценеггер, который будучи избранным губернатором Штата Калифорния, ужесточил экологические требования к автомобилям и ввел суровые налоги на любые авто, загрязняющие атмосферу сильнее, чем Prius. Тот, правда, гадит не меньше того же Honda Civic 1,8, но к делу это уже не относится.

Судя по всему, идея прижилась и нашла отклик в массах, а поскольку Эберхард, очевидно, оказался вполне предприимчивым товарищем, он смог пробудить заинтересованность в проекте людей посерьезнее. Что собственно и привело в проект уже упомянутого Элона Маска – человека, придумавшего и создавшего платежную систему PayPal, а также не менее известную сегодня парочку основателей Google – Сергея Брина и Ларри Пэйджа. Они-то этот стартап и проспонсировали. В основном, конечно, это были деньги Маска, и который к тому моменту выгодно продал свое детище, но основатели Google принимали в проекте не меньшее участие.

Помимо Элона Маска инвесторами Tesla Motors стали отцы-основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

И дальше начался поиск формы и подгонка содержания, а также скандалы, связанные со «скупкой» автомобильных инженеров, способных создать оригинальный кузов для спортивного электромобиля. И если первый Tesla Roadster представлял собой переделанный Lotus Elise, мотор которого заменили на аккумуляторную ячейку, состоявшую из 6,5 тысяч миниатюрных батарей, то после череды бесконечных переделок спецы из Сан-Хосе создали-таки автомобиль, с которого, судя пор всему, и начнется восхождение компании на Олимп мирового автопрома.

Roadster, к слову, был выпущен тиражом 2,5 тысячи экземпляров. Представлен автомобиль был в 2006 году, его серийное производство стартовало в 2008-м, а после окончания контракта на поставку комплектов от Lotus (в 2011 году) оно было свернуто. Но у Tesla к этому моменту уже появилось собственное предприятие, поэтому компания бросила все ресурсы на доработку следующей модели – премиального четырехдверного седана Model S, концепт которого был продемонстрирован в 2009-м.

Наладка собственного производства, кстати, существенно снизила цену. Если Rodster обходился клиентам примерно в 100 тысяч долларов, стартовая стоимость Model S составляет 62 400, а за 87 400 покупатель получает машину, способную разгоняться до 100 км/ч за 4,2 секунды и обгонять по этому показателю 500-сильный Dodge Viper SRT10. При этом ее 85-киловаттной батареи хватает на то, чтобы на скорости 90 км/ч проехать 480 километров. Такое сейчас не под силу ни одному другому электромобилю...

В итоге, спрос на продукцию примерно на 10% превысил те показатели, на которые рассчитывал совет директоров, делая прогнозы на 2013 год. Количество машин, поставляемых клиентам, при этом возросло с 400 до 500 в неделю. Учитывая, что максимальная мощность завода в Калифорнии составляет 25 000 автомобилей в год, это крайне высокий показатель загрузки производства, которого сегодня не в состоянии добиться даже Volkswagen.

Второй позитивный момент – дела Tesla Motors на фондовых биржах. Новость о погашении долга перед федеральным казначейством привела ко вполне ожидаемому росту стоимости компании, которая сегодня оценивается куда дороже, чем иные именитые концерны. Вроде недавно упраздненного FIAT (вместе с Chrysler объединился в группу FCA) и французского PSA, который пытается сохранить независимость, ориентируясь на китайские инвестиции.

А если вспомнить еще и о том, что Model S сегодня всеми правдами и неправдами хотят по всему миру, а грядущий Model X заново перелопатит весь сегмент (ибо речь о кроссовере), единственной проблемой Tesla Motors остается инфраструктура. Электромобили нужно заряжать, причем, не только в своем гараже или в офисе.

Для этого в компании родился проект Supercharger, предполагающий создание сети фирменных электрических заправочных станций. В частности компания уже закрыла ими все западное побережье США, а также часть восточного (от Бостона до Вашингтона). Притом машины Tesla заправляются на них совершенно бесплатно.

Никола Тесла, в честь которого, собственно, и была названа компания, в свое время создал электромобиль на базе Pierce-Arrow. По свидетельствам очевидцев, он обходился без аккумуляторов, мотор же был запитан от «маленькой коробочки с двумя выступающими наружу стержнями». По словам гения, она черпала энергию «из эфира». Но ему не поверили, так как были известны случаи, когда ученый дурил народ, хитроумно маскируя реальные источники энергии. Увы, Тесла уничтожил свое творение, так что никто не знает, как оно в действительности работало. Но если он действительно создал прототип, работающий на эфире, компании, названной в его честь, есть над чем работать.

Главная фишка этих заправок в том, что они пополняют аккумуляторы автомобилей солнечной энергией, так как каждая из них оснащена комплектом солнечных батарей, то есть энергию, полученную с помощью сжигания углеводородного топлива не используют и в этом случае. Кроме того, в середине позапрошлого года Tesla объявила о старте другого проекта, предполагающего не перезарядку батарей, а их замену. Ожидается, что процесс будет занимать не более двух минут и обходиться клиенту примерно в 60-80 долларов, что сопоставимо со стоимостью бака бензина, скажем, Chevrolet Tahoe или Mercedes S-класса. Снятые батареи будут перезаряжаться и устанавливаться на машины следующих клиентов.

В общем, процесс идет. И, учитывая, что откладывать ведение следующего, более жесткого пакета экологических поправок правительство США не намерено, ситуация развивается в пользу Tesla, так что вряд ли в ближайшем будущем компания ощутит на себе эффект снижения пользовательского интереса.