ГИБДД посчитает трупы и пьяных по-новому

Проект нового приказа МВД «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» отправлен на общественную экспертизу. Мы разобрались, как новация скажется на жизни простых водителей.

Полицейская статистика причин и последствий аварий в стране обещает стать гораздо более подробной и полезной. Произойдет это после того, как приказ МВД «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» вступит в силу.

В частности, принципиально новым в учете обстоятельств аварии станет разделение нарушений ПДД, на ставшие причиной аварии и на сопутствующие. Допустим, человек выехав на «встречку», превысил скорость и совершил там столкновение. Причиной ДТП назовут выезд на полосу встречного движения, а не нарушение скоростного режима. До сей поры подобный здравый смысл полицейским аналитикам доступен не был – они работали по методике 1996 года.

Новый порядок сбора данных требует, чтобы в бумагах, оформляемых сотрудником полиции на каждое ДТП, обязательно фиксировались ГЛОНАСС/GPS-координаты произошедшего. А также, в какой полосе движения находился тот или иной участник в момент аварии, направление движения пешеходов, наличие разметки, состояние дорожного покрытия и тому подобные данные. Это должно помочь статистически достоверно вычислять в автоматическом режиме аварийно-опасные участки дорог и улиц. Теперь в данных о каждом ДТП будет учитываться еще и пол участника, его возраст, а также водительский стаж. Любопытная деталь: при оформлении протокола на пьяного за рулем будет фиксироваться даже день недели!

Учет аварий с участием детей теперь конкретизирован максимально. Фиксировать положено любые обстоятельства таких ЧП. Был ли ребенок пристегнут ремнями к автокреслу в машине, или он неосторожно переходил улицу, рулил ли в он это время своим великом-мопедом – все варианты теперь будут заноситься в базу автоматического учета, чего до сих пор не делалось.

В карточке учета на каждую аварию станут фиксировать, через какое время после вызова на место ДТП прибыли представители ДПС, а также медицинской службы и МЧС – если это было необходимо. Время оформления документов полицейским тоже будет «взято на карандаш». После вступления в силу приказа всегда будет точно известно, в какой момент погиб участник аварии: на ее месте или при транспортировке в лечебное учреждение. Если пострадавший умрет уже в больнице, полицейская статистика учтет: на какие сутки после ДТП зафиксирована смерть. Согласно проекту приказа, опубликованного на Едином портале публикации проектов нормативных актов, собирать статистику по-новому ГИБДД должна начать уже с 15 января этого года. Общественное обсуждение официально завершится лишь к концу февраля. Поэтому реально приказ вступит в силу не раньше марта 2015 года. ГИБДД обещает регулярно публиковать данные, собираемые согласно приказу. Это замечательно не только потому, что у каждого желающего появится возможность удовлетворить любопытство.

Новый порядок сбора данных о ДТП позволит оценить адекватность реальным условиям существующей дорожной инфраструктуры.

Можно будет рассмотреть с позиций здравого смысла, например, оправданность ограничения скорости на тех или иных участках транспортных артерий. Наглядной станет и связь отвратительного качества дорог с аварийностью. Еще мы, наконец, узнаем, как на самом деле связан возраст, пол и водительский стаж с аварийностью. Ведь страховщики уверяют, в частности, что чем моложе человек, тем более вероятно его попадание в аварию. И что женщины реже становятся виновниками ДТП. С появлением такого рода данных от ГИБДД, мы сможем оценить реальную картину происходящего, а не выжимки из опыта той или иной страховой компании.