В Думе предложили пускать за руль в 16 лет

Как сообщил депутат Олег Смолин, в Думе обсуждается возможность допуска за руль несовершеннолетних водителей в сопровождении взрослых. Ответственность при ДТП будет лежать на сопровождающем.

В настоящее время в Думе обсуждается проект закона о внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Если поправки в действующий закон будут приняты, то водительское удостоверение можно будет получить уже в 16 лет. За руль такого водителя пустят в 16 лет, но только в сопровождении совершеннолетнего.

Поправки Смолина предполагают возможность получения юношеского водительского удостоверения с 16 лет при условии окончания автошколы и сдачи экзамена в ГИБДД. Подобно принятой в США и ряде стран практике, такой водитель не будет иметь права выезжать на федеральные трассы.

Фактически, Смолин предлагает вернуть старую советскую практику, когда ученики школ ДОСААФ получали юношеские права и обучались вождению не только на легковых, но и на грузовых автомобилях.

Не смотря на раздавшуюся критику со стороны ЛДПР, предложение Смолина смотрится абсолютно здравым — его реализация позволит начинающим водителям «обкататься» вне трасс с напряженным трафиком и выезжать на «большую дорогу» значительно более подготовленными нежели сейчас. Впрочем, оно все равно выглядит половинчатым. В условиях низкого качества подготовки в автошколах наряду с введением «юношеских прав» стоило бы вернуть и существовавшую ранее практику учебной езды до сдачи экзаменов, когда обучаемый мог попрактиковаться на личном автомобиле под присмотром опытного водителя.

Впрочем, эту депутатскую инициативу иначе, как очередным популистским выступлением не назовешь. Действительно, польза от раннего приобщения к рулю может быть огромна. Более того, сейчас во-всю готовится директива ЕС, согласно которой практика, когда ездить по дорогам общего пользования с сопровождающим можно с 16 лет, а получать «права» в 17, очень скоро будет распространена на все страны Евросоюза.

Сейчас же это возможно только в Австрии и Германии и именно опыт ФРГ будет распространен на всю цивилизованную Европу. При этом нельзя забывать, что в Германии допускать тинейджеров к управлению авто стали только в 2013 году и только после — внимание! — 20-летней реформы автошкольного образования, которая у нас делает только первые шаги. При чем за эти два десятилетия немцы сумели снизить число погибших на своих дорогах в семь раз — с более, чем 20 000 до примерно 3000 человек в год. То есть последовательно работали и с ПДД, и с наказаниями для нарушителей, да и с мозгами сидящих за рулем.

И сейчас, выпуская на дорогу юного водителя, они предъявили жесткие требования к его сопровождающему. Он, в частности, должен быть родственником подростка, иметь не менее пяти лет водительского стажа и не иметь в послужном списке штрафных баллов (в переводе на наши реалии — минимум год не быть оштрафованным ни за одно нарушение ПДД). Ах да, при этом придорожные полицейские не должны брать взяток.