Китай задыхается: электромобиль неизбежен

Предметом «заботы Партии и Правительства» на последней ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей стало усиление сдерживания загрязнения окружающей среды. Глава КНР Си Цзиньпин пообещал, что с нарушителями природоохранного законодательства «будут бороться железной рукой».

Согласно официальному заявлению китайских властей, страна будет стремиться снизить выбросы диоксида серы на 3 процента, оксида азота на 5 процентов и аммиачного азота на 2 процента уже в 2015 году. «Мы намерены, железной рукой карать любых нарушителей, которые разрушают экологию и окружающую среду, без каких-либо исключений», произнес глава КНР во время своего выступления. Это значит, что для местных автомобилистов и автопроизводителей наступают очень непростые времена.

Китай является крупнейшим в мире авторынком. В прошлом году он стал первой страной, в которой было продано более 20 миллионов автомобилей. При этом, согласно отчёту Министерства по охране окружающей среды, в девяти крупнейших городах, включая Пекин, 90 процентов всех загрязнений воздуха – результат эксплуатации автомобилей, промышленные выбросы и сжигание угля и пыли. Притом, официально объявлено, что транспортные средства являются основным источником загрязнения воздуха в Пекине, Гуанчжоу, Шэньчжэне и Ханчжоу.

Чтобы избавить мегаполисы от смога, в стране будут введены новые ограничения на управление автомобилями. В частности, к 2017 году (на год раньше, чем планировалось изначально) в стране будут повышены стандарты экологичности автомобильного топлива. Одновременно с этим, китайские власти пообещали снять ограничения на использование личного транспорта и позволить автомобилистам управлять машинами на протяжении всей недели, при условии, что речь идет об электромобиле.

Напомним, что в настоящее время в крупных городах КНР действует достаточно сложная система регистрации. Китайцы могут купить машину и использовать ее некоторое время (до трех месяцев) без номерных знаков. После этого автомобилист обязан обзавестись номером: либо получить его, отстояв многомесячную очередь, либо выиграть в лотерею.

Количество номерных знаков строго лимитировано. Так, в прошлом году Пекин сократил квоту номеров до 150 000 штук – почти на 100 тысяч меньше, чем было до этого. Тогда же были введены ограничения на регистрацию в пяти других мегаполисах. Мало того, даже имея номерной знак и регистрацию, владельцы авто могут использовать автомобили только в определенные дни недели.

В качестве одной из доступных альтернатив все большее число китайцев выбирают машины типа LSEV – малоскоростные электромобили. За прошлый год на них пересели более 300 000 местных жителей. Причем, они стали появляться не только в крупнейших городах страны, но и в городах «третьего эшелона», поселках и округах по всему северному, восточному и центральному Китаю. Выбор в пользу LSEV диктуется их доступностью, простотой регистрации, а также скромными габаритами.

Подобные меры, кстати, пытаются внедрять и в Европе. С июля этого года в Париже могут запретить въезд в город автобусам, коммерческим авто, большим грузовикам и другой технике с дизельными двигателями, выпущенными до 2001 года. Им можно будет лишь перемещаться по кольцевой дороге Perpherique, отделяющей центр от пригородов. Помимо крупной автотехники, под санкции должна попасть и часть «легкого» автопарка. Речь идет об авто, зарегистрированных до 1996 года, а также микроавтобусах и легких грузовиках с регистрацией до 1997 года. Под запрет попадет и мототехника, выпущенная до 2000 года. Дальше всех в борьбе за экологию планируют пойти норвежцы – в 2020 году в этой стране будет введен тотальный запрет на использование двигателей на ископаемом топливе.