Детские автокресла резко подорожают

ГИБДД на днях провела массовое мероприятие «Детское автокресло», проверяя наличие последнего при перевозке детей. Чуть раньше МВД протестировало автокресла на безопасность. И вот уже депутат Госдумы призывает запретить использовать старые конструкции.

По крайней мере, различные корректоры, фиксаторы и направляющие лямки, использующиеся водителями как экономичный вариант фиксирования ребенка в машине, вскоре точно запретят. А значит российским автовладельцам, и без того используемым властями в качестве дойных коров (транспортный налог, цены на топливо, платные дороги и парковки, подорожавшее ОСАГО, драконовские штрафы), вновь придется раскошелиться. Но ради чего? Попробуем разобраться...

Использование детских автокресел позволяет в случае ДТП снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей постарше — на 54%. В автокресле риск получения травм снижается на 76%, тяжелых травм - на 92%

Проблемой детских удерживающих устройств (ДУУ), похоже, решили всерьез заняться как законотворцы, так и специалисты в сфере безопасности. Казалось бы, чем плохи нынешние детские автокресла и их аналоги, которые уже давно используют ответственные водители? Но, оказывается, 75-80% из них не соответствуют требованиям безопасности, а значит, в перспективе должны исчезнуть с рынка. Подробности о том, какие новшества могут ожидать мальчишек и девчонок, а так же их родителей уже в ближайшее время, выяснил портал «АвтоВзгляд».

Обсуждение проблемы детских автокресел и их аналогов началось с подачи депутата Госдумы РФ Александра Старовойтова. По словам законотворца, к нему, как это всегда бывает перед принятием очередных разорительных для граждан законотворческих инициатив, поступало большое количество обращений от родителей, рост 11-12-летних детей которых превышает 150 см. Напомним, использование автокресел и иных удерживающих устройств обязательно лишь при перевозке детей в возрасте до 12 лет. Однако по данным экспертов, применять ДУУ при росте ребенка свыше 150 см просто не целесообразно! Старовойтов решил разобраться в проблеме, и обратился в ГИБДД (ГИБДД хочет лишать «прав» за тонировку) с просьбой разъяснить, как обстоят дела на отечественном рынке детских автокресел и их аналогов. В свою очередь, придорожные полицейские попросили Центр испытаний Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ провести экспертизу ДУУ, представленных на российском рынке.

Результаты выборочной экспертизы, проведенной в 2012-2014 годах, оказались весьма неутешительными: 75-80% образцов ДУУ не соответствовали требованиям технических регламентов, в том числе в плане безопасности. Особое внимание эксперты НАМИ уделили так называемым направляющим лямкам и их аналогам: эти адаптеры как бы корректируют положение ремня безопасности для взрослых пассажиров на теле ребенка и ПДД на сегодняшний день разрешает их использование автолюбителями. При этом оба образца лямок, прошедших экспертизу, как оказалось, не соответствуют требованиям безопасности. При этом опросы ВЦИОМ показывают, что 32% родителей используют именно эти адаптеры при перевозке детей.

Почему экспертизу продаваемых в стране детских кресел МВД заказало только НАМИ государственной, структуре. А где альтернативные испытания?

Тем не менее, запрет на продажу аналогов детских автокресел — не единственная инициатива, подготовленная Александром Старовойтовым и экспертами в сфере транспортной безопасности. Среди других предложений — внести в ПДД технические требования к ДУУ, перечень их видов, а также приспособления для их крепления, разрешенные к использованию. Кроме того, эксперты предлагают определить требования к правильному положению детей в ДУУ при перевозке и обязать водителей использовать один из 4-х типов ДУУ в зависимости от возраста, роста и веса ребенка. Наконец, специалисты намерены обязать производителей ДУУ проводить процедуру обязательной сертификации для своих изделий, что может в перспективе привести к их подорожанию. И ряд производителей ДУУ уже заявили о том, что, в случае введения обязательной сертификации для их изделий, они обязательно подорожают — в среднем на 3000 рублей.

Конечно, стремление законотворцев обезопасить детей от травм при поездке на автомобиле вполне логично и понятно. Но в целом вся возня последних дней вокруг них наводит на мысль, что на рынок должен выйти некий производитель детских автокресел, отличных по конструкции от широко используемых сейчас. И уже нашел себе серьезных покровителей...

— С одной стороны, — прокомментировал ситуацию координатор общественного проекта «Движение» Андрей ОРЕЛ, — введение обязательной сертификации для детских автокресел и их аналогов — шаг, безусловно, хороший. Зачастую сегодня никто не может сказать, какое качество у того или иного изделия и сможет ли оно хоть как-то защитить ребенка в случае ДТП. Однако такая обязательная сертификация неизбежно несет в себе и мощные коррупционные факторы. К примеру, она вполне может использоваться одними компаниями как инструмент, чтобы вытеснить с рынка других. Вот и получится, что останется на всем рынке всего пара производителей ДУУ — монополистов, которые легко смогут взвинтить цены. И не на 3000 рублей, а на гораздо большие суммы. Я считаю, что и нынешний всплеск интереса к теме детских автокресел и их аналогов далеко не случаен (последний раз такая же шумиха вокруг ДУУ поднималась 3-4 года назад). Дело в том, что у сотрудников ГИБДД постепенно отнимают их хлеб те же дорожные камеры, а в крупных городах — таких, как Москва и Санкт-Петербург — функции «дорожной полиции» постепенно берет на себя городская администрация. Вот ГИБДД и пытается найти новую сферу, где можно было бы «поднимать» деньги — теперь вот очередь дошла и до ДУУ. Что касается чиновников, то для них такая острая тема, как безопасность детей — это лишний повод устроить себе пиар. Так что все новшества в сфере ДУУ, которые сейчас активно продвигаются, безусловно кому-то выгодны и я лично их не поддерживаю...