Почему импортные аккумуляторы иногда дешевле российских

Кризис, бушующий в стране, больнее всего ударил по автомобильной промышленности. Продажи новых машин падают таким темпами, что эксперты не успевают прогнозировать годовую цифру автопродаж. Самое мрачное предсказание — чуть больше миллиона реализованных авто. Понятно, что вслед за автопромом «просели» и смежники…

Здесь, в первую очередь, пострадали торговцы «антирадарами», видеорегистраторами, другими автогаджетами и аксессуарами. Сильно просели шинники. Не лучшим образом пошли дела у производителей и продавцов аккумуляторов. Хотя с шинами и особенно с аккумуляторным и батареями (АКБ) ситуация не так печальна, поскольку оживился рынок подержанных машин (так, если продажи новых авто упали почти на 20%, то тех же аккумуляторов — на 10−12%). Да и вообще «переобувать» и «подзаряжать» парк одних только легковых авто, насчитывающий в России около 40 млн., пусть и с большей периодичностью, а автовладельцам все-таки приходится (по некоторым оценкам, в этом году у нас будет продано 10−11 млн. АКБ). Однако при этом они не только увеличили интервал «сервисных» работ, но и стали экономить на, так сказать, именах, все чаще отдавая предпочтение российским брендам, или иностранным маркам, но произведенным у нас. Хотя и из этого правила есть исключения.

Если говорить об АКБ, то около 30% российских автовладельцев по-прежнему предпочитают иметь дело с аккумуляторами, сделанными за рубежом. При этом те водители, кто в этом вопросе не перешел на импортозамещение, отдают предпочтение «родной» сборке, а не товарам «made in China».

Между тем, значительная доля батарей некоторых известных европейских брендов (например, Bosch) поступает на наш рынок из Китая. Вследствие чего, вероятно, продажи этих и других «именитых» батарей (кстати, в той или иной степени принадлежащих или контролируемых американским гигантом Johnson Controls) в кризисные времена сильно упали — почти на 24%. Разумеется, не в последнюю очередь свою негативную роль тут сыграли и колебания курсов валют, и санкционная война.

В прошлом году импорт аккумуляторов в Россию упал более чем на 40%.

Конечно, автомобильные аккумуляторы под запреты не попали, но многие иностранные компании в угоду политикам явно снизили свою деловую активность в России. Кстати, высокая политика сыграла злую шутку и с такими некогда популярными у нас аккумуляторным брендом, как Mutlu — импорт турецкой продукции в Россию упал на 75%. По понятным причинам рухнули продажи и некогда востребованной у нас продукции украинской корпорации «Веста».

В общем, темпы падения ввоза заметно упали, а про их увеличение и говорить не приходится — достаточно заметить, что из двух десятков импортеров АКБ незначительный рост зафиксирован только у пяти. А лучше всего из иностранцев чувствуют себя корейская компания Atlas (батареи марок Atlas, Hankook, Dupex и ряд других) и словенская TAB (аккумуляторы TAB, Topla, Vesna).

Компания ТАВ заняла на нашем рынке четвертое место среди зарубежных производителей батарей.
Словенские батареи Topla хорошо знакомы нескольким поколениям российских автомобилистов.

Любопытно, что если успех южнокорейского производителя связан (как и у автомобильных брендов Hyundai и KIA) c довольно напористой маркетинговой и ценовой политикой, то у ТАВ ситуация иная. Тут дело не только в том, что словенские аккумуляторы — та же Topla — хорошо известны у нас еще с 80-х годов прошлого века и автолюбители старшего поколения по-прежнему отдают им предпочтение. Гораздо важнее то, что вся производственная база компании находится именно в Европе. Это несколько мощных предприятий — в Словении и Македонии, — которые выпускают около 5 млн. батарей в год (3,6 млн стартерных аккумуляторов и 1,4 млн элементов для промышленных аккумуляторов). Ну и, наконец, в упомянутой выше пресловутой войне санкций словенцы заняли более чем взвешенную и лояльную по отношению к нашей стране позицию. Все вместе взятое и привело к тому, что в настоящее время компания ТAB значительно улучшила позиции в рейтинге импортеров АКБ, заняв четвертое место среди зарубежных компаний. В частности, об этом говорят результаты последних исследований рынка АКБ, проведенные аналитическим агентством «Автостат».

Впрочем, куда важнее для россиян, считающих сегодня каждую копеечку, эксплуатационная надежность батарей. Между тем, специалисты «табовских» заводов уверенно заявляют, что при надлежащем уходе и правильной эксплуатации срок службы фирменных батарей может достигать 7 и более лет. Однако куда более красноречивым подтверждением качества этих источников питания может служить тот факт, что многие российские дистрибьюторы и импортеры ТАВ, будучи уверенными в надежности словенских аккумуляторов, сегодня сами устанавливают на батареи брендов TAB и Topla весьма солидный — до четырех лет — гарантийный срок.

29% российских автовладельцев уверены, что срок службы автомобильного аккумулятора составляет 3−4 года; 33% считают, что 4−5 лет; на 2−3 года службы рассчитывает 19%; максимум на 2 года надеется 4%. Оптимистов, отводящих АКБ 6 и более лет жизни, насчитывается 14%.

По мнению экспертов потребительского рынка, именно долговечность и надежность продукта может стать единственной палочкой-выручалочкой для иностранных игроков рынка АКБ. Ведь сильно зависимые от колебания курсов валют, они в своем подавляющем большинстве пока уступают в ценовой борьбе российским конкурентам. Чем, собственно, и объясняется тот факт, что на долю восьми отечественных компаний, выпускающих аккумуляторы, приходится 70% рынка. И это невзирая на заметное качественное отставание большинства российских аккумуляторов от зарубежных аналогов.

Впрочем, сегодня и на некоторых импортных батареях, включая бренды TAB и Topla, можно увидеть весьма и весьма привлекательные ценники.

Автомобильные аккумуляторы марки ТАВ в нашу страну поставляются почти 20 лет.
Ассортимент стартерных аккумуляторов, выпускаемых ТАВ, предназначен для самых различных категорий автомобилей.

Правда, политика ценообразования у каждого производителя имеет свою ярко выраженную специфику, на чем стоит остановиться подробнее. Так, например, отдельные корейские и китайские фирмы, продвигая на нашем рынке свои аккумуляторы, откровенно демпингуют. Работая себе в убыток сегодня, они стремятся увеличить и закрепить за собой (с перспективой на будущее) свой «кусочек» рыночной доли.

Нередко более низкие (в сравнении с российскими батареями) цены устанавливают и поставщики аккумуляторов ряда немецких брендов, производимых в Китае. Однако, здесь ситуация с германскими батареями из «Поднебесной» частенько обыгрывается поговоркой «какая цена, такое и качество». Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с менеджерами автомагазинов, принимающими десятки претензий от разочаровавшихся покупателей «немецко-китайских» батарей.

Совсем иная ситуация со словенскими аккумуляторами. Они действительно стоят дешевле некоторых российских аналогов, и тому есть две причины.

Во-первых, ТАВ кардинально и бесповоротно решил проблему сырья. Если конкретнее, то словенцы несколько лет назад запустили собственное производство по переработке батарей, где «добывают» свинец, главную составляющую любого АКБ. Именно она на 70% определяет конечную стоимость любого стартерного аккумулятора.

Во-вторых, за последние годы ТАВ успешно провел масштабную модернизацию всех своих предприятий — на них максимально роботизировали сборочные линии, внедрили самые передовые технологические процессы, оптимизировали логистику. В итоге заводы ТАВ существенно сократили производственные издержки, улучшив тем самым ценовую привлекательность своей продукции. И вполне возможно, что в нынешнем году по объемам продаж компания ТАВ войдет уже в тройку лидеров среди зарубежных производителей батарей. На наш взгляд, это будет вполне закономерным результатом.

На всех заводах ТАВ применяют высокотехнологичное оборудование, позволяющее заметно снизить стоимость аккумуляторов.