Почему горят машины

Как известно, машина полностью выгорает минут за двадцать. Притом, чтобы повреждения были признаны фатальными, достаточно пяти минут. И не надо думать, что это проблемы тех, кто предпочитает ездить на старых рыдванах. Новые авто горят ничуть не реже.

Лет пять назад в России случилось крайне резонансное событие. У некой, скажем так, девушки сгорела совершенно новая Honda Civic. Причиной возгорания, как выяснила экспертиза, стало гнездо прикуривателя, которое владелица, по обыкновению, использовала как розетку, подключая в него то ли навигатор, то ли регистратор... Суть, в общем-то, заключалась не в том, что это был за прибор, а в самом факте подключения.

В возмещении ущерба японцы погорелице, насколько я знаю, отказали, объяснив свою позицию тем, что это де было именно гнездо прикуривателя, предназначенное для периодического пользования именно этим девайсом, но не для постоянного подключения неких сторонних гаджетов. Мол, использование гнезда в качестве розетки – нарушение правил эксплуатации тс, а коль те были нарушены, в пожаре виновна сама владелица... Прекрасная отмазка, не правда ли? Мы больше чем уверены, что если бы у нее выгорела половина машины из-за использования прикуривателя, в Honda нашли бы иную причину. Но, так или иначе, факт остается фактом – от пожара не застрахованы даже совершенно новые авто.

Причиной пожара в автомобиле далеко не всегда является какой-либо брак или возраст.

Мало того, причины бывают совершенно разными. Известна масса случаев, когда машины загорались из-за плохо затянутого бензопровода или лопнувшей трубки. Из-за плохих уплотнителей, из-под которых сочился бензин, из-за дававших течь бракованных топливных баков... Скажем больше, в жизни, порой, случаются и вовсе фантастические ситуации. Но только на первый взгляд. На самом деле в них нет ничего сверхъестественного, даже несмотря на то, что они никак не связаны ни с возрастом авто, ни с состоянием его проводки, или агрегатов, ни с «косяками», допущенными при сборке. Они достаточно редки, но водителю все равно нужно быть к этому готовым. Особенно, в том случае, когда «овощному» времяпрепровождению он предпочитает регулярные автомобильные вылазки на природу.

К примеру, наш коллега, блогер и путешественник Алексей Мочалов в свое время очень ругался на определенную модель очень джипистой американской марки, ибо те имеют обыкновение... гореть. Причем, по крайне банальному поводу: из-за того, что их кардан не «сбрасывает» на себя траву, а в буквальном смысле набивает ей зазор между собой и кузовом, а заодно и промежуток между ним же и системой выпуска. Чем заканчивается длительный контакт раскаленной магистрали и травы в сухую погоду, надеемся, объяснять не надо. Как собственно, и то, что ничем хорошим все это, в итоге, не заканчивается.

Парковка в высокой сухой траве может закончиться пожаром, и не только лесным.

По большому счету, это касается определенной модели конкретной марки, однако данное обстоятельство не означает. Что подобное никогда не повторится с каким-нибудь более низким авто. Например, с одним из новомодных кроссоверов. Притом, совсем не обязательно, что он также намотает тонну соломы на кардан, достаточно того, что она окажется достаточно высокой, чтобы достать до системы выхлопа. По этой причине, кстати, многие бывалые автомобилисты очень не советуют парковаться в высокой траве, когда вы, к примеру, приехали порыбачить или искупаться на «дикий» пляж. Тем более, что опасность там может исходить не только от разогретого металла, но и от случайно брошенного окурка.

Природа, к слову, может оказать автомобилисту медвежью услугу не только таким, но и более изощренным способом. Все ведь прекрасно помнят о тополином пухе и облетающих при дуновении ветерка «белоголовых» одуванчиках. В последние годы в Москве этого добра стало поменьше, но это не значит, что тополя выродились, а одуванчики окончательно забил вездесущий вечнозеленый спортивный газон.

Забитые автомобильные фильтры – проблема неизбежная, но очевидная. К ней люди, как правило, готовы, вот о состоянии радиаторов они вспоминают лишь после того, как что-то случится – либо кондиционер перестанет нормально работать, либо машина «кипеть». В особо же запущенных случаях, дело может и пожаром закончиться. Пух – вещь легко воспламеняющаяся, а любой теплообменник – чуть ли не самая горячая деталь в подкапотном пространстве (после выпускного коллектора, разумеется). Так вот, вспыхнувший между радиаторами пух – не такая уж и редкость. Самое противное, что полыхнуть он может в любое время года. Известны случаи, когда подобное случалось в 20-градусный мороз. В общем, мойте радиаторы чаще. Особенно в авто с кондиционерами. За пару лет слой пуха там становится настолько плотным, что им в пору ватники набивать...

Бывает, что причиной повреждения провобки являются не только крысы или кошки, но и бродячие собаки.

Но теперь пройдемся по более распространенным случаям. Коль уж мы о природе заговорили, завершим сие братьями нашими меньшими. Застревающие под капотом бродячие кошки – не самая серьезная проблема. Хотя забираться повыше они тоже предпочитают, цепляясь за провода. Куда хуже – бродячие же собаки и грызуны. Первые как-то раз, в погоне за спрятавшейся под машиной кошкой, за пару минут порвали в клочья бампер соседской машины (вместе с решеткой), а одна их псин каким-то образом умудрилась прокусить шедший от генератора силовой провод. На фоне общих повреждений сосед этого не заметил. А зря, ибо через полтора километра он очень пожалел, что не прикупил себе нормальный огнетушитель.

Своя история есть и у автора этих строк. Виновницей оказалась упитанная и, судя по повадкам, умудренная опытом крыса. У нее хватило наглости не только оборудовать себе гнездо в утеплителе капота, так еще и толстенный провод перегрызть (благо, это был провод массы, цеплявшийся к опоре двигателя). Стартер не сработал, после чего капот был благополучно поднят, а вредительница с позором изгнана с насиженного места... Впрочем, своих черных дел она, как выяснилось, не бросила: через пару дней на той же стоянке «коротнула» новая вазовская «семерка», под капотом которой, как потом выяснилось, не осталось ни одного целого жгута.

Пожар в авто, как и в доме, легче предотвратить, чем потушить.

Впрочем, проблемы с проводкой – можно назвать типичной причиной автомобильных пожаров. И далеко не всегда они спровоцированы некими третьими силами. Машины ведь отлично горят из-за «профессиональной» установки дополнительного оборудования, тех же парктроников, к примеру, или сигнализации. Из-за не менее «качественного» ремонта после аварии или просто ремонта. Провода ведь имеют свойство стареть. Потерявшие герметичность разъемы, окислившиеся контакты, потрескавшаяся и рассыпающаяся в труху при прикосновении изоляция.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но самое интересное, что многие автомобилисты не в курсе того, что полыхнуть можно даже из-за плохого контакта на клемме аккумулятора. Их, к слову, не только от окиси нужно чистить, но и смазывать, и не забывать затягивать... Однако некоторые «опытные водилы» ездят с клеммами, которые можно пальцем с контакта сдернуть. Правда, подобные эксперименты заканчиваются, как правило, одним и тем же – соскочившая на кочке плюсовая клемма банально замыкает на кузов, а дальше все происходит, как в учебнике – два десятка бесполезных огнетушителей и полностью выгоревший автомобиль.

Случаются впрочем, и менее банальные ситуации, но не менее драматичные. У одного моего знакомого к примеру, оборвавшийся на ходу (по причине сильного износа) шатун выбил кусок блока. Рабочая смесь вместе с маслом попала на коллектор. Но тогда машину потушили за секунды, двух огнетушителей, как ни странно, хватило. Хотя тут, видимо, свою роль сыграла патологическая тяга данного индивида к чистоте (в том числе и под капотом) и ограниченное количество горючей массы. Но, чаще всего, столь смешными последствиями дело не ограничивается. Давно «сопливившийся» движок обычно горит долго и очень нудно, притом, чем больше на нем грязи, тем хуже.

Известно, что автомобиль выгорает за несколько минут, через 20 минут после начала пожара от него остается лишь обуглившийся остов.

Вот сам автомобиль горит просто отлично – быстро, задорно и весело, с выделением в атмосферу всей таблицы Менделеева. Но здесь, как любит повторять МЧС в своих социальных роликах, проблема кроется в осознании того, что пожар легче предотвратить, чем потушить. И это совсем не сложно. Следить за электрикой (не обязательно это делать самому). Не перегружать бортовые розетки «тяжелыми» потребителями (в лучшем случае без предохранителя останетесь). Не доверять установку сложных систем «дяде Васе». Он, может, и спец, но за чем-то может и не уследить и ущерб вам точно не компенсирует. Следить за подкапотным пространством. За топливными шлангами. Регулярно чистить радиаторы. Иными словами, нормально обслуживать автомобиль, а не пользоваться им, как утюгом или пылесосом.