1080

Идеальное ОСАГО?

«Автогражданка» может быть эффективной
После энергично-насильственного вторжения в нашу жизнь нового вида страхования — ОСАГО — стало ясно, что чиновники и депутаты не дадут себе скучать. Впрочем, предложения бывают весьма здравые. Например, предлагается изменить процедуру выплат потерпевшим: в настоящее время за виновного платит его компания, и потерпевшему приходится порою намаяться, прежде чем он получит деньги от фирмы, находящейся за тридевять земель…
Поделиться

После энергично-насильственного вторжения в нашу жизнь нового вида страхования — ОСАГО — стало ясно, что чиновники и депутаты не дадут себе скучать. Впрочем, предложения бывают весьма здравые. Например, предлагается изменить процедуру выплат потерпевшим: в настоящее время за виновного платит его компания, и потерпевшему приходится порою намаяться, прежде чем он получит деньги от фирмы, находящейся за тридевять земель…


В этой схеме страховую компанию хотят заменить, возложив обязанности по работе с потерпевшим на его собственную компанию. Потому что при страховании человек выбирает организацию, с которой ему общаться удобнее, а потому и выплату получить будет проще. А уже компания потерпевшего, выплатив деньги, сможет потом получить компенсацию с компании виновного.

Устроит ли такое нововведение страхователей? Безусловно. Следовательно, рассчитывать (во всяком случае, в ближайшую пару лет) на новый порядок выплаты денег не следует: стало закономерностью, что быстро реализуются только те проекты, которые невыгодны гражданам. Если же что-то людям приносит пользу, то одновременно добавляет работы чиновникам или иным «заинтересованным лицам» (в нашем случае — страховым компаниям). Поэтому о полезных нововведениях вспоминают главным образом перед выборами, когда так нужны голоса избирателей. В каком там году у нас следующие выборы? Вот примерно тогда и нужно ждать полезных нововведений в ОСАГО!

К дилеру — со своим агентом

В этом смысле больше шансов на скорое внедрение у другой идеи — разрешить официально ездить несколько дней без полиса ОСАГО после покупки автомобиля. Смысл у такого подхода имеется: ведь хотя страховые агенты и стараются расположиться поближе к «хлебным местам» — автосалонам, МРЭО и т.п., совершенно не факт, что в месте покупки автомобиля автолюбитель обнаружит представителя именно той страховой компании, которая внушает автомобилисту наибольшее доверие. Кроме того, многие желают страховаться не просто в определенной компании, а у «своего» агента. Что практически исключено при покупке машины в автосалоне (если, конечно, не брать своего агента с собой).

Приобретая машину, человек невольно нарушает действующие правила, всего лишь пытаясь застраховаться там, где считает необходимым. Для формального соблюдения действующего законодательства необходимо после покупки авто погрузить его на эвакуатор и везти к месту страхования (или оставить машину, съездить за страховкой, а потом со страховкой вернуться за машиной)!

Если государство разрешит ездить сколько-то дней без страховки, то устранит конфликт между обязанностью страховаться и правом на выбор компании. Более того, здесь нет лишних хлопот для чиновников — следовательно, этот порядок может быть установлен достаточно быстро. Единственный, но принципиальный минус — такое разрешение будет противоречить самой идее ОСАГО, смыслу всеобщности страхования! Потому что на улицах появится масса машин, чьи владельцы не будут страховаться на законных основаниях… но будут совершать аварии так же, как и застрахованные автовладельцы.

В поисках утерянного счастья

Поскольку чиновники и многие депутаты долго убеждали народ в необходимости именно всеобщего страхования, то теперь объяснения, будто «все равны, но некоторые более равны, чем остальные», граждан совершенно не устроят.

Все предложения об изменении ОСАГО вызывают в первую очередь вопрос: почему же для начала не сделать его просто нормальным законом? Почему нельзя выдавать полис не «человекомашине», а исключительно водителю? При этом установить размер страховой премии в зависимости от количества категорий, общего стажа вождения и стажа безаварийной езды? Почему установлены два объекта страхования — водитель и машина — одновременно?

В случае же «идеального» ОСАГО (что означает — нормального с точки зрения страхователя любой развитой страны, не «удваивающей» ничего сверх необходимого) полис выдавался бы не на машину, а лично каждому водителю — так же, как «права». Вполне возможно, что один полис действовал бы несколько лет — с внесением информации об авариях (если таковые были) и отметок о ежегодной оплате (отсутствие которых означало бы прерывание действия страховки и автоматический запрет на управление транспортным средством). В этом случае нет необходимости ежегодно переоформлять полис, нет проблем с вписыванием новых водителей, нет финансовых потерь у граждан, покупающих новую машину с одновременным «сгоранием» стажа безаварийной езды…