Большая и Малая Якиманка, Малая Ордынка и Композиторская улица в 2009 году могут стать односторонними. Это предусмотрено комплексной схемой организации движения в Москве, которая действует с 2004 года. Какие еще дороги поменяют ориентацию и в какие сроки — выяснял “МК”.
Цель программы благородна донельзя: разгрузить центр от пробок и создать в пределах Садового кольца организованные парковки. И по идее все 130 намеченных проектировщиками улиц должны были стать односторонними еще в прошлом году. Однако этого не случилось. Сначала программа буксовала из-за недостаточного финансирования, потом ее тормознули москвичи, не согласные с планами властей.
Напомним, что проектировщики условно разбили территорию внутри Садового кольца на пять секторов. В двух — северном и восточном — перевод 54 улиц на одностороннее движение завершен полностью. А вот в северо-западном секторе (между Новым Арбатом и Тверской улицей) случилась закавыка. Местные жители, среди которых оказалось большое количество известных персон, взбунтовались против перевода своих дорог на одностороннее движение. Особенно негодовали автомобилисты, которые живут на краях улиц: они привыкли въезжать-выезжать с любой стороны, а их заставляют делать крюк.
В общем, когда все было готово к реорганизации — повешены новые дорожные знаки, подготовлены гаишники для разъяснительной работы с водителями, — поступила команда: оставить двустороннее движение. Договориться удалось лишь с жителями Борисоглебского, Брюсова и Большого Ржевского переулков, а также Большой и Малой Молчановки. На остальных 16 улицах спецам пришлось снимать знаки. Сейчас инженеры готовят новый проект по этому сектору. Какие улицы в него попадут — пока под грифом “секретно”.
Проектирование ведется и по двум оставшимся секторам — южному и юго-западному. Принято предварительное решение о переориентации в 2009 году 58 улиц (см. схему), но в какую сторону можно будет по ним двигаться — еще неясно.
— Решение о переводе улиц принимается в результате постоянного мониторинга на стадии проектирования, — говорит первый зам руководителя Центра организации дорожного движения Ансар Арифуллин. — Но даже и это решение — не окончательное. Уже после перевода улиц мы продолжаем наблюдение, подсчитываем, как изменилась пропускная способность. Исходя из анализа, на некоторых улицах изменяем направление движения.
В целом после перевода некоторых улиц на односторонний режим и организации стоянок движение стало лучше, а пропускная способность выросла на 10% — отмечают специалисты. Водители теперь паркуют автомобили не хаотично, а на разлинованные под определенным градусом машиноместа.
Префект ЦАО Сергей Байдаков оценил эффект от введения одностороннего движения в центре емко, но точно: “Представьте переулки, которые отходят от главных транспортных магистралей. Они, как правило, имеют по две полосы в одну и другую сторону. Правая полоса практически постоянно используется для парковки, то есть свободна для движения только одна полоса. И если кто-то на одной машине припаркуется во втором ряду, что при нашей культуре, к сожалению, случается, то это создает транспортный коллапс. Машины вынуждены выезжать на встречную полосу — и не дай бог авария: всё, транспорт встал”. А вот новая организация движения полностью решает эту проблему. “Даже в случае такого горе-водителя тупика не возникнет. И движение, пусть медленное, все равно сохраняется”, — сказал префект.
Будет ли вестись подобная работа в других районах Москвы? Как уже писал “МК”, транспортники планировали “переориентировать” часть улиц между Третьим и Садовым кольцами. Но, проведя обследование, поняли: кардинального перевода, как в пределах Садового, не получится. “Центр значительно отличается от остальных частей города — он насыщен не только транспортом, но и дорогами. Улицы тесные, расположены близко друг от друга. При такой планировке можно добиться определенного улучшения движения, — объясняет Арифуллин. — В остальных районах города улично-дорожная сетка не такая густая, поэтому в комплексе уже не посмотришь. Что касается “бублика” между Садовым и Третьим кольцами, мы вместе с НИиПИ Генплана будем принимать решение, по какому пути двигаться: либо вводить одностороннее движение в локальных секторах с очень большой плотностью дорог, либо рассматривать в целом более крупные зоны. В любом случае сначала надо завершить работы в пределах Садового кольца”.
ЭТИ УЛИЦЫ В 2009 ГОДУ МОГУТ СТАТЬ ОДНОСТОРОННИМИ
В юго-западном секторе центра (ограничен Садовым кольцом, ул. Новый Арбат, Пречистенской набережной, Манежной улицей):
Композиторская ул., пер. Каменной Слободы, Николопесковский пер., М. Знаменский пер., Бол. Власьевский пер., Мал. Власьевский пер., Староконюшенный пер., Б. Афанасьевский пер., Филипповский пер., Пречистенский пер., Чистый пер., Серебряный пер., Сеченовский пер., Еропкинский пер., Хилков пер., Турчанинов пер., Коробейников пер., 1-й Зачатьевский пер., 3-й Зачатьевский пер., Кривоникольский пер., Мал. Каковинский пер.
В южном секторе (ограничен Садовым кольцом и набережными: Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Котельнической и Гончарной):
Ср. Овчинниковский пер., ул. Мал. Якиманка, ул. Б. Якиманка, 3-й Голутвинский пер., Старомонетный пер., М. Толмачевский пер., Полянский пер., Чернигов пер., Бол. Овчинниковский пер., Руновский пер., Климентовский пер., ул. Мал. Ордынка, Бол. Татарская ул., Озерковский пер., Мал. Татарский пер., 5-й Татарский пер., Вишняковский пер., Садовнический пер., Садовническая ул., Мароновский пер., Крымский туп., 1-й Спасоналивковский пер., 2-й Спасоналивковский пер., ул. Мал. Полянка, 1-й Хвостов пер., 2-й Хвостов пер., Бродников пер., Погорельский пер., 1-й Казачий пер., 1-й Монетчиковский пер., 2-й Монетчиковский пер., 3-й Монетчиковский пер., 5-й Монетчиковский пер., 6-й Монетчиковский пер., 1-й Новокузнецкий пер., 2-й Новокузнецкий пер., 1-й Кадашевский пер.