13573

Восставший из мертвых

Сможет ли Saab вернуть былое величие?
Признанный в 2011 году банкротом SAAB обзавелся новыми владельцами и теперь потихонечку восстанавливает силы. У марки еще остались в запасе технологии, способные сделать ее конкурентоспособной даже в нынешних условиях.
Поделиться
Изображение Восставший из мертвых

Первого декабря 2013 года конвейер на фабрике в шведском Трольхеттане вновь издал характерный звук – SAAB приступил к выпуску старого седана 9-3, который теперь продается только в Китае и Швеции. Владелец всех подразделений автопроизводителя, в числе которых производство легковых автомобилей (Saab Automobile AB), двигателей (Saab Automobile Powertrain AB) и запчастей (Saab Automobile Tools AB), концерн National Electric Vehicle Sweden (NEVS) является дочерним предприятием гонконгского энергетического холдинга National Modern Energy. И он вместе с китайским инвестором Qingdao Qingbo рассчитывает вернуть марку к жизни, продолжив ее развитие. По словам директора по связям с общественностью NEVS Микаэля Остлунда, компания сделает ставку на слегка позабытую платформу концепта PhoeniX, которая дебютировала в Женеве в 2011 году и стала последним проектом, показанным Saab перед окончательным банкротством.

Тогда у «Феникса» были все козыри, чтобы стать успешным проектом. Его гибридный привод, разработанный совместно с фирмой American Axle, состоял из 1,6-литрового турбированного мотора мощностью 200 л.с., приводящего в движения передние колеса, и 34-сильного электродвигателя, отвечающего за заднюю ось. Оснащенный системами «стоп-старт» и рекуперации энергии полноприводный прототип расходовал всего пять литров бензина на 100 км. PhoeniX был оборудован светодиодными фарами, 8-дюймовым сенсорным экраном, установленным в развернутой к водителю центральной консоли, с доступом в Интернет и возможностью загрузки приложений. Управляла мультимедийным комплексом операционная система IQon, основанная на базе ОС Google Android.

При этом права на платформу PhoeniX до сих пор на 100% принадлежат SAAB, а в выставочном концепте 2011 года менее 10% деталей предоставлены «General Motors». Микаэль Остлунд обмолвился, что шасси PhoeniX, задумывавшееся как основа для будущей генерации модели 9-3, по своей сути универсальное и позволит создать на его базе автомобили с разными типами кузовов. Речь может идти не только о традиционных седанах, универсалах и кабриолетах, но и о популярных нынче по миру кроссоверах.

В модельной линейке шведов никогда не было полноценного «паркетника». Проект по созданию SUV SAAB 9-6 на базе Subaru Tribeca был заморожен после продажи GM акций «Fuji Heavy Industries» конкурентам из «Toyota». После в США продавали кроссовер SAAB 9-7X, являвшийся перелицованной версией Chevrolet TrailBlazer и GMC Envoy. А представленный в 2011 году кроссовер SAAB 9-4X на узлах и агрегатах Cadillac SRX был произведен в количестве 457 штук, после чего его также свернули из-за нежелания американцев отдавать свои технологии китайцам.

Если бы сейчас SAAB выпустил «паркетник» на базе PhoeniX, то тот бы ничем не уступал большинству современных автомобилей. При желании в него можно было бы впихнуть еще больше современных гаджетов: камеру заднего вида, систему экстренного торможения, функцию слежения за «мертвыми зонами» и так далее, сделать добротный интерьер и… бестселлер готов. В собственности NEVS имеется дизайнерское бюро SAAB, а в нем лежат завершенные процентов на 80 эскизы будущего 9-3, нарисованные бывшим главным дизайнером марки Джейсоном Кастриотой.

Но пока NEVS крайне сдержанно комментирует будущее шведских машин. Усилия SAAB сейчас сконцентрированы на доводке электрокаров, построенных на базе текущего поколения 9-3 – выпущено несколько пилотных машин. В скором времени на конвейер в Трольхеттане встанут универсалы и кабриолеты с обычными ДВС. Все это наводит на мысль, что тратить деньги владельцы SAAB намерены очень аккуратно, но если продажи старых моделей в Китае пойдут, то новые обязательно появятся.