Под потолком?

Ассоциация европейского бизнеса (AEB) опубликовала полугодовой отчет, посвященный состоянию российского авторынка. Продажи в очередной раз выросли. На 14%, то есть определенный запас у нас еще есть, правда, кое-кому уже стоит задуматься о будущем.

И в первую очередь это касается производителей «лоукостов», так как в этом сегменте, по сути, не осталось ни одной модели, не испытавшей на себе «прелести» снижения клиентского спроса.

Первые строчки личного зачета по-прежнему за тольяттинскими машинами, но если они удерживали пять верхних позиций, теперь за ними лишь первое и второе места (Kalina, и Priora). Мало того, и продолжают падать, в итоге, разрыв между Kalina и идущим третьим Solaris сократился до 8 тысяч экземпляров, хотя еще года назад вазовское преимущество перед ближайшим импортным преследователем составляло около 30 тысяч автомобилей.

Впрочем, первая и главная неожиданность – «проседание» Hyundai Solaris, который еще совсем недавно считался чуть ли не самой перспективной машиной на отечественном авторынке. Осенью прошлого года корейцы гордо рапортовали о том, что наконец-то обогнали Logan, а в июне столкнулись с первым в локальной истории падением, причем сразу на 12%: по сравнению с июнем 2011 года дилеры не досчитались, как минимум, 1318 клиентов. Скорее всего, свою пагубную роль тут сыграл сезон летних отпусков, так как по итогам полугодия спрос вырос на 44%, но в то же время, это можно считать и первым звоночком, ибо в шестом месяце прошлого года Solaris в минус не уходил, а лишь слегка снизил динамику роста. Пока растет и Ford Focus, хотя июнь для него также был отмечен 3-процентным снижением (при росте в 18% по итогам первых шести месяцев).

Круче же всех откатился уже упомянутый Logan: минус 11% по итогам полугодия и минус 32% – в минувшем месяце. Впрочем, падение первого народного «лоукоста» было более чем прогнозируемым. Во-первых, в линейке появился Duster. До Топ-25 он пока не добрался, но динамикой своих создателей определенно радует. Во-вторых, он уже очень стар и явно требует обновления. Критического возраста он еще не достиг, однако более молодые и мощные конкурентов, вроде того же Solaris или нового KIA Rio (который, к слову, поднял продажи семейства на 72%), постепенно двигают бывшего лидера в середину пелотона. Самое забавное, что хэтчбек Sandero при этом продолжает расти (40% по итогам полугодия и 6% в июне). Кстати, часть клиентов у четырехдверного Renault оттянул не только родственный кроссовер, но и возвращающийся на былые позиции VW Polo (77 и 45 процентов соответственно). Видимо сказалось то, что немцы наконец-то оптимизировали комплектации, дополнив более доступные версии кондиционером.

Но еще более стабильными выглядят позиции Chevrolet Cruze. Понятно, что это уже совсем не «лоукост», но обойти стороной тот факт, что спрос на него за шесть месяцев этого года чуть ли не удвоился, просто невозможно. В Топ-25 лучше него растут лишь Nissan Juke и VW Tiguan, но прорыв этой парочки в данном рейтинге объясняется очень просто: в начале 2011 года Tiguan пережил рестайлинг, так что в начале прошлого года случился небольшой перебой в поставках, Juke же и вовсе стал продаваться с конца апреля, так что его 455% никого удивлять не должны – абсолютный показатель неплохой, но отнюдь не такой уж и впечатляющий – без малого 16 400 проданных за полгода машин.

В целом стоит признать, что список 25 наиболее спросовых авто практически не изменился. Места в рейтинге распределены чуть иначе, однако отечественные клиенты и в этом году оказались достаточно лояльными по отношению к прежним лидерам.

Что же касается общего зачета, то тут расклады не изменились. Лидеры прежние: Lada, Renault, Chevrolet, KIA, Hyundai, за которыми идут VW, Nissan, Toyota и Ford. Из этой группы, кстати, лучше всех в первом полугодии поработали немцы, поднявшие продажи на 78%. Ford пока еще раскачивается после перезапуска Focus (плюс 18%), но запас перед идущей следом Skoda пока еще очень внушительный – 15 000 клиентов. Чехи, кстати, едва не дотянули до полуторного увеличения – 41-процентная динамика.

Есть подвижки и в середине списка. В первой половине 2012-го более чем уверенный рост продемонстрировали Volvo, Mazda и Audi (от 40 до 50%), кроме того, наконец-то выстрелил и SsangYong (плюс 68%).

Вот к маркетинговым неудачам Honda и Suzuki нам, похоже, стоит привыкнуть (один и минус три процента соответственно). Но если у первых еще есть возможность исправиться за счет нового Civic, помощи вторым ждать неоткуда и отрицательная динамика в данном случае очень напоминает начало конца, тем более, что работавшие над отчетом эксперты прогнозируют существенное замедление темпов роста уже во втором полугодии. То есть, докризисный рекорд мы все-таки перекроем, и, судя по всему, довольно уверенно. Однако дальнейшие темпы развития будут уже куда более скромными.