Утилизация с разоблачением

На днях аналитики «PricewaterhouseCoopers» сопоставили объемы и перспективы отечественного авторынка, качественный состав автопарка и грядущее введение обязательных утилизационных сборов.

Сотрудники российской составляющей международной сети PwC живут в России и прекрасно понимают, что у нас как и почему происходит. Однако, – «noblesse oblige», надо соответствовать международным стандартам, так сказать, а поэтому писать в своих презентациях открытым текстом, что такое наш свежеиспеченный «утилизационный сбор» они не могут. Но у умного человека всегда есть возможность с совершенно невинным видом иносказательно, но совершенно прозрачно донести до других умных людей свою мысль.

В PwC поступили просто. Аналитики подсчитали, что в ближайшее десятилетие из автопарка России будет выбывать примерно по 2 млн автомобилей в год.

Они учли, что средний возраст авто в России составляет 12 лет, а более трети машин в стране перешагнули 15-летний рубеж. «При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% и продажи достигнут 3,5 миллиона штук в год, то ежегодно в России необходимо будет утилизировать 2 миллиона автомобилей, или около 20 миллионов в течение 10 лет» – считает руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут.

Для переработки такого количества автохлама, по расчетам PwC, потребуется 30 заводов. Между строк отчетливо читается: утилизационный сбор государство российское будет драть уже с осени, а заводов, где, как подсказывает логика, должна одновременно с этим начаться эта самая утилизация, как не было, так и нет.

Далее PwC делает вид, что не понимает, в какой стране живет и, обращается к опыту строительства шредерного (перемалывающего старые авто) завода в Турции. Бюджет того проекта составил $20 млн. В России в силу обширных территорий он будет в три раза выше, чем в Турции и потребуются дополнительные инвестиции в строительство сопутствующей инфраструктуры, уверены в PwC. Поэтому объем затрат, которые потребуются на создание в нашей стране трех десятков автоперерабатывающих предприятий, они оценивают в $2 млрд.

Давайте теперь грубо подсчитаем, сколько государство будет получать ежегодно в качестве утилизационных отчислений. Примем, что продажи ежегодные новых авто на нашем рынке составляют порядка 2,6 миллионов машин. Хотя, тот же PwC прогнозирует рост этой цифры в течение ближайшего десятилетия аж до 3,5 млн. По предварительным данным, наше любимое государство с каждой машины планируется брать, в среднем не менее 20 000 рублей утилизационного сбора. Таким образом, по предварительной оценке экспертов, в казну за год будет попадать как минимум $4 млрд. При этом, заметьте, про механизмы финансирования строительства заводов по переработке машин никто даже не заикается. Неплохая «прибавка к пенсии» вырисовывается, неправда ли?

Кстати, в своем последнем обзоре PwC ненавязчиво так указывает, что в дорогущей Японии стоимость утилизации легковушки составляет $100-200. Неплохой повод спросить у наших государственных любителей содрать как можно больше денег с населения России: с какого потолка они взяли эти 20 000 рублей?...