Брось трепаться!

Очередную массированную атаку на водителей предприняли народные избранники. Госдума страны собирается увеличить максимальный срок лишения водительского удостоверения, запретить водителю пользоваться во время движения сотовым телефоном и, на закуску, вернуть балльную систему учета нарушений ПДД.

И если первая новация еще как-то оправдана («прав» у нас в основном лишают за особо тяжкие дорожные прегрешения типа пьянки за рулем и выезда на встречку), то две следующие вызывают серьезные сомнения в своей целесообразности.

Итак, озабоченные ростом аварийности в стране депутаты хотят наказывать шоферскую братию тремя тысячами рублей за болтовню по телефону (это если попался первый раз). Рецидив обойдется уже в пять тысяч «деревянных» и лишение водительского удостоверения на срок до трех месяцев.

И, в принципе, с этим можно было бы согласиться и не гнать волну возмущения, если бы предложение основывалось хотя бы на лукавой полицейской статистике. Но, увы, в стране в принципе не существует данных, хотя бы намекающих на то, что из-за «мобильных разговоров» число ДТП растет. И единственным обоснованием очередного «честного» отъема денег у автолюбителей служит пресловутый зарубежный опыт.

Что ж, сошлемся на него и мы. Исследования, проведенные в самой моторизованной стране мира — США, где на одного гражданина приходится один автомобиль — стали даже для группы специалистов, его проводивших, настоящим шоком. Американцы, одними из первых додумавшиеся до законодательного запрета разговоров по мобильному за рулем (он действует примерно в трети штатов), первыми же обнародовали данные, согласно которым подобный треп… не влияет на количество аварий! Эксперты три года изучали вопрос (а наши законотворцы, интересно, сколько?), смотрели статистику, озирались по сторонам, разглядывали в подзорные трубы беседующий за «штурвалом» народ, считали трупы на кладбищах и все равно пришли к примечательному выводу — разговор езде не помеха!

Под серьезным трудом подписался авторитетнейший Институт анализа дорожных потерь (Highway Loss Data Institute, HLDI). Исследователи обобщили ежемесячные сообщения о ДТП с начала введения запрета на разговоры в Нью-Йорке, округе Колумбия, Коннектикуте и Калифорнии. Также данные были собраны в штатах, примыкающих к этим территориям, с тем, чтобы исключить факторы погоды, ландшафта и обособленного разгильдяйства жителей «запретных» территорий:

— Несмотря на исследования, которые ранее показали увеличение риска аварий во время разговоров, их запрет никак не сказался на дорожной безопасности, — обескуражил публику президент института Адриан Лунд…

При этом, по всем данным, в том числе и полицейских отчетов, народ на самом деле перестал трепаться по телефону за рулем, а вот погибать от этого меньше не получилось…

Ученые растерянно признаются, что ожидали серьезного падения аварийности уже хотя бы потому, что прежние данные показывали высокий процент ДТП, вызванных именно болтовней за рулем:

— Институт сейчас собирает данные, чтобы как-то объяснить эту нестыковку», — обескураженно разводит руками Лунд...

Хотя, думается, даже если наука, разобравшись в коллизии, стопроцентно докажет, что разговор по телефону не влияет на аварийность, у нас в стране штраф за это все равно повысят. Ведь придорожным полицейским (а по некоторым данным и за этим законопроектом, и за возвращение к штрафным баллам стоит мощнейшее милицейское лобби) надо с чего-то кормиться после того, как у них отняли кормушку техосмотра и запретили прятаться в кустах с радарами. А тут поле непаханое. Обвинить шофера, что он говорил во время езды по телефону, а не чесал им за ухом, практически невозможно. Даже если факт нахождения руки у головы запечатлен на фото или видео, понять, был ли в ней зажат гаджет нельзя (такого четкого разрешения камеры, используемые правоохранителями сегодня, просто не дают. А если и был, то говорил по нему человек или нет — непонятно). Однако учитывая отечественную судебную практику, когда люди в мантиях повсеместно встают на сторону полицейских вопреки показаниям свидетелей, экспертов и просто здравому смыслу, отмыться от бездоказательных обвинений станет априори невозможным. Следовательно, под угрозой огромных штрафов и возможности превратиться в пешеходов инспекторам в массовом порядке начнут золотить ручки. И именно массово. Потому как, согласно недавним исследованиям аналитической компании «TNS Research International UK», 55% из опрошенных ее сотрудниками российских водителей (число респондентов не сообщается) не только говорят по телефону во время езды, но и отправляют-принимают SMS-сообщения. Кстати сказать, за эсэмэски тоже будут наказывать? Кстати, если следовать депутатской логике, то штрафовать можно и за курение за рулем, и за пережёвывание бутерброда, и за отвлечение от разговора при смене CD-диска, да и просто за беседу с пассажирами машины. Ведь, в конечном счете, все эти действия так же отвлекают от дороги. В общем, поле для усиления и без того беспрецедентной коррупции, царящей в ГИБДД, непаханое.

Впрочем, так сильно заморачиваться, наверное, и не придется, если учесть, что гаишникам полностью развяжет руки идея возвращения к штрафным баллам. Вот этот жупел, добавленный к и без того немалым штрафам, предусмотренным за любые правонарушения, их просто озолотит. Но вот к снижению аварийности не приведет. Как не привело последовательное и резкое ужесточение штрафных санкций, практикуемое российскими властями на протяжении последних пяти лет. Итогом сурового наказания за пьянку и «встречку», например, стало лишь то, что в последние два года и пить за рулем стали чаще, и выезжать на встречную полосу как минимум не реже. Кстати о том, что бальная система противоречит многим отечественным законам, в том числе и основному — Конституции РФ, устали говорить не только правозащитники, но даже и журналисты.