Картельный разговор

На совещании по ситуации на рынке зерна и подготовке к весеннему севу, которое Дмитрий Медведев провел в подмосковных Горках, выступил и министр энергетики Александр Новак.

И сообщил министр новость, пренеприятнейшую не только для жителей села, но и для каждого автомобилиста России. Оказывается, его министерство ожидает, что за 2013 год рост цен на бензин и дизельное топливо составит от 13 до 14%! Напомним, что за 2012-й ценники на заправках выросли «всего» на 7%.

Любопытно, что буквально на днях тов. Путин, тоже, кстати, на «сельскохозяйственном» совещании (!), выразился следующими словами: «Такая проблема, как рост цен на энергоносители, на бензин внутри страны, за ней тоже надо внимательно следить, особенно в связи с приближающимися весенне-полевыми методами работы. Методы должны быть эффективными, они должны поддерживать сельхозпроизводителя и обеспечить условия для сбора необходимого стране урожая».

В общем, молодцы министерские — очень удачно «последили»! Ускорили рост цен на топливо по сравнению с годом прошлым сразу вдвое! Вот колхозники с колхозницами обрадуются… А также владельцы большегрузов и легковушек всей страны. И инфляция от данного «слежения» тоже, конечно, не подскочит, не правда ли?

Вопрос по поводу ценовых ожиданий министра есть только один: какая гадалка ему нагадала такой дикий рост цен на топливо?! Ведь его 13–14% означают ценники на заправках в районе 35–37 рублей за литр бензина или дизтоплива! Каковы, интересно, «предпосылки» для этого роста? Может быть, рост акцизов? Да вроде нет: акциз повысил в начале года цену топлива на рубль (за это властям отдельное спасибо!), и на этом все успокоилось.

Можно, конечно, предположить, что министр обладает способностью пронзать завесу будущего и уже сейчас готовит нас к повышению цен на топливо из-за взлета мировых цен на нефть по причине уже запланированного мощного военного конфликта в Ближневосточном регионе. Но позвольте: нефтяные пошлины российские власти оперативно меняют в зависимости от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке, не давая отечественным нефтяникам особо жировать на экспорте «черного золота». То есть ссылки типа «вся нефть ушла за границу, и потому приходится поднимать внутренние цены на бензин» на самом деле, мягко говоря, от лукавого.

И мощностей НПЗ вполне у нас в стране вполне хватает. Так что бензиновый дефицит на отечественном рынке сейчас может возникнуть лишь в одном случае — если его нефтяные монополии специально захотят его создать. Так что и это обстоятельство на самом деле не может быть признано причиной грядущего повышения цен на топливо. Так в чем же дело, что заставило министра поднять цены на топливо на 4–5 рублей за литр заранее, так сказать?

Ответ, как обычно, лежит на поверхности, только «эксперты топливного рынка» стараются о нем даже не заикаться. Просто от розничной цены топлива более 60% в виде акцизов и налогов так или иначе забирает государство. А ему, как известно, всегда не хватает наших с вами денег на суперпафосные федеральные проекты. И «распилы-откаты» их исполнителям, разумеется. И если на 14% вырастает цена топлива на бензоколонке, ровно на столько же увеличивается профит казны с каждого автомобилиста.

И никакой ФАС тут не указ, когда «государственно-коммерческое партнерство» казны и нефтяных монополистов желает еще эффективней «доить» население…