Рынок продолжил расти

Как следует из пресс-релиза, опубликованного комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), несмотря на декабрьскую стагнацию, в январе 2013 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снова выросли.

В абсолютных значениях рост составил 7 464 экземпляров, то есть за минувший месяц россияне скупили 162 077 автомобилей, что на 5% больше, чем в январе 2013-го. С одной стороны, это расходится с теми осторожными прогнозами, что были озвучены в итоговом докладе АЕБ председателем комитета автопроизводителей Йоргом Шрайбером в середине января. С другой стороны, январские результаты еще ни о чем не говорят, поскольку после новогодних праздников большинство дилеров и представительств запускают промо-акции и дисконтные программы, цель которых – избавиться от скопившихся на складах прошлогодних машин.

В этом году это тем более актуально, поскольку декабрь 2012-го оказался далеко не таким удачным, как предыдущие месяцы, так что машин, оставшихся на складах, очевидно, оказалось больше, чем ожидали маркетологи. К ним, как водится, добавились и авто, которые по сложившейся уже традиции были ввезены в страну «на ленточке», призванные компенсировать очередное подорожание (Renault Duster, к примеру, подорожал на 20-30 тысяч, Logan – на 10-12 тысяч, а Hyundai Solaris прибавил от 2 до 14 тысяч в зависимости от исполнения и модификации).

Это те самые «машины по старым ценам», которые обычно фигурируют в рекламных слоганах. В последние годы дисконтные программы на них были не такими уж и очевидными, тем не менее, в этом январе дилеры, очевидно, напуганные упомянутым выше призраком европейского кризиса, запустили их на полную мощность, чем спровоцировали повышение спроса.

«Пятипроцентный рост рынка – очень хороший сигнал, – сказал Йорг Шрайбер. – Весенний высокий сезон продаж только начинается, и в феврале и марте у нас будет возможность увидеть, в каком направлении движется рынок в 2013 году. Пока же все выглядит очень неплохо».

Впрочем, ряд менеджеров предпочитает рассматривать тенденции к росту, как позитивный фактор. Так, Управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ» Татьяна Луковецкая считает, что российский авторынок может побить установленный рекорд. Она также добавила, что у «РОЛЬФ» два сценария развития ситуации – пессимистический и оптимистический. По пессимистическому сценарию, объем продаж новых автомобилей в России вырастет на 1,5% – до 3,01 миллиона автомобилей. По оптимистическому сценарию, продажи новых автомобилей в 2013 году увеличатся на 7,5% – до 3,19 миллиона автомобилей.

«В то же время, – рассуждает эксперт, – говорить, что в последующие месяцы рост продолжится на таком же уровне, преждевременно – сейчас хорошую поддержку рынку оказали постновогодние специальные акции».
К слову, дисконтные программы повлияли не только на рост продаж, но и некоторое перераспределение спроса внутри рынка. В частности, эксперты отмечают рост спроса на кроссоверы. По оценкам группы «Рольф», в январе продажи выросли на 37,7% (45 391 автомобиль). Доля рынка этого сегмента выросла на 7 пунктов и составила 28%. При этом лидерство в этом сегменте захватил Renault Duster, доля которого составляет 11,8%.

Впрочем, перераспределение спроса в январе стало актуальным не только во взаимоотношениях между сегментами, но и между марками, поскольку в плюс в первом месяце отыгрались далеко не все. Из первой двадцатки лучше всех сработали программы BMW, «Mazda» и «Renault», где прирост составил 35-40%. Вполне удачно отстрелялись в «Audi» «Daewoo» и «Opel», причем последние, похоже, должны благодарить новый кроссовер Mokka, спрос на который уже превысил ожидания. Но в то же время, неудачников тут тоже предостаточно: KIA, к примеру, не прибавила ничего, а «Nissan», «Peugeot» и «Toyota» просели на 17, 16 и 14 процентов соответственно, 15% потерял «Citroen»… Впрочем, и у японцев, и у французов на то есть причины. «Nissan», к примеру, пустил все силы на старт Almera, у «Toyota» на носу перезапуск RAV4, который, в свою очередь, делал приличную кассу и представительству и дилерам, PSA же вовсю готовится к началу продаж C-Elysee, Peugeot 301, хэтчбека 208, а также к запуску производства Citroen C4 L. И когда эти машины появятся в салонах, маятник, очевидно, качнется в другую сторону. В общем, результаты января не показательны, та же АЕБ дождаться итогов первого квартала, а лучше первого полугодия, тогда тенденции будут более очевидными…