Цены на бензин: на старт, внимание, марш!

Росстат сообщил, что потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 4 по 10 февраля повысились на 0,2% по сравнению с предыдущей неделей. Средняя цена бензина в России по состоянию на 11 февраля составила 29,32 рубля за литр против 29,27 рубля на 4 февраля.

В частности, средняя цена Аи-92 (Аи-93) выросла до 28,43 рубля за литр, Аи-95 до 31,10 рубля. Дизтопливо уверенно идет впереди бензинов, обходясь потребителю, в среднем по стране, в 31,49 рубля за литр против 31,44 рубля за литр неделей раньше.

В Москве и Санкт-Петербурге за прошедшую неделю цены на моторное топливо выросли на 0,1%. При этом поражает больше всего то, что объемы выпуска бензина за отчетную неделю выросли на целых 4,2% – до 785,7 тысячи тонн, а дизельного топлива – на 1%, до 1,4 миллиона тонн. Как мы знаем, автопарк России за это время существенно не изменился а с ним и уровень потребления топлива, бензина в стране сделали больше, а цены, наперекор всем рыночным постулатам, – растут.

И, вроде, пошлина на экспорт бензина за рубеж как была, так и остается заградительной – 90% от пошлины на нефть. В данный момент за каждую тонну вывезенного за рубеж бензина надо отдать государству 363 доллара. То есть, бензинчик, по идее за границу утекать не должен. Поразительное, но кажется до сих пор никто из матерых экономических теоретиков так и не попытался заработать Нобелевскую премию на объяснении этого поразительного феномена!
И ФАС почему-то старательно не замечает как будто бы случайно растущих без каких-либо видимых к тому причин цен на топливо во всей стране.

Просто в какой-то момент Минэнерго объявило что за этот год бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 13—14%, то есть на 3—4 рубля за литр. Просто потому, что, с одной стороны, государство хочет больше денег и повышает в этом году акцизы на бензин, а с другой – топменеджеры нефтяных монополий обязаны показывать ежегодный рост финансовых результатов компании. Им за это платят зарплату и бонусы.

Но, похоже, что никаких особо эффективных бизнес-идей, кроме как задрать цену повыше, в шаблоне российского управленца не предусмотрена. А зачем? Монопольное положение нефтяных компаний на рынке, помноженное на молчаливое одобрение властей (выше цена – больше налогов), у кого угодно отобьют охоту что-то придумывать. Максимум – написать коллективное, от имени кучки нефтяных толстосумов «всея Руси» письмо властям и потребовать еще и снижения пошлины на экспорт бензина примерно на треть – с нынешних 90% от действующих сборов на вывоз нефти до 66%. А в качестве завуалированной угрозы предупредить, что если им откажут, они перестанут заниматься производством бензина в стране и всем нам не чем будет машины заправлять, вот! Ага, а нефтяные вышки, и НПЗ, надо понимать, при этом будут проданы на металлолом...

Это не прикол, какие уж тут шутки: буквально неделю назад под посланием властям примерно такого содержания поставили свои подписи президент «Лукойл» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан.

То есть, нефтяники сделали вид, что могут обидеться и «уйти к другому», а правительство буквально на днях сделало вид, что испугалось и пообещало исправиться! Но не сейчас, буквально через каких-то пару лет: о том, что пошлины на экспорт бензина могут быть снижены в 2015 году, заявил министр энергетики РФ Александр Новак прессе в пятницу в ходе Красноярского экономического форума. И это при том, что уже сейчас ясно: подобный шаг автоматически поднимет среднюю розничную цену топлива в России, как минимум еще на 2,5 рубля! Другими словами, уже через пару лет мы вполне сможем обнаружить на заправках ценники в районе 40 рублей за литр.

В результате подобных размышлений любой нормальный человек приходит к одному единственному вопросу: интересно, все эти любители денег автовладельцев хоть когда-нибудь нахапаются до отвала или нет?..