17878

Бей и беги?

Пробелы в российских законах позволяют легко уйти от ответственности, сбежав с места ДТП
В «совершенстве» отечественного законодательства особенно болезненно убеждаться на личном опыте. Ваш корреспондент, например, проникся административно-процессуальным бессилием по случаю банального дворового ДТП, случившегося в прошедшие выходные в московском районе Строгино.
Изображение Бей и беги?

Мою лично-собственную машину, припаркованную недалеко от дома, в процессе маневрирования задел продуктовый фургон. Задел и уехал, предпочтя не терять время на всякие глупости вроде оформления случившегося с участием представителей ГИБДД. А я обнаружил последствия этого нехорошего поступка лишь под вечер, причем практически случайно.

Вполне заурядная ситуация, скажете вы, бывает. Совершенно верно, но при этом возникает не менее заурядная проблема: невозможно получить в рамках ОСАГО хоть какое-то материальное возмещение за разодранное заднее крыло и дверь при отсутствии виновника ДТП. Такие законы у нас: не дай бог страховщики обеднеют!

К счастью, мир оказался не без добрых людей. Пока я с печальной физиономией бродил вокруг своей машины, подошел сосед по дому, с которым мы до сего момента даже знакомы не были. Оказалось, что он был свидетелем произошедшего и даже успел сфотографировать номерной знак супостата на мобильный телефон, за что ему огромное человеческое спасибо!

Далее был вызван представитель ДПС. Вежливый лейтенант 1-й роты ОБ ДПС УВД СЗАО приехал, что порадовало, всего через каких-то полчаса после вызова! Все положенные бумаги оформили, назначили день «разбора полетов» в ГИБДД.

Но, как выяснилось при ближайшем изучении этой стороны российской действительности, все произведенные пострадавшим в аналогичной ситуации человеком законные телодвижения совершенно не гарантируют, что он сможет воспользоваться благами «прямого урегулирования убытков» между страховыми компаниями. Хотя бы и в символическом размере, как это обычно делают страховщики в рамках ОСАГО. Теоретически водителю, оставившему место ДТП, светит лишение водительского удостоверения и даже 15-суточный срок. Но это теоретически.

На практике ему, оказывается, достаточно просто не являться в группу разбора! И еще потом не выезжать на своей машине на дорогу примерно месяца три. Согласитесь, это гораздо выгоднее, чем в принудительном порядке превратиться в пешехода на год-полтора.
Рассказываю, как это происходит. Не явившегося в группу разбора водилу, а точнее, госномер участвовавшей в аварии машины, полицейские должны (по крайней мере в теории) подать в розыск. Опять же теоретически, с помощью системы «Поток», отслеживающей госномера проезжающих по трассам города машин, авто скрывающегося от административного правосудия с вероятностью 99% будет в конце концов выловлено.

Но вот беда: срок возбуждения административого розыскного дела ограничен всего тремя месяцами! Не поймали тебя в течение этого времени — вот и молодец, никто задерживать тебя уже не вправе! Конечно, потом, через два-три месяца, когда нарушитель решится выехать на дорогу вновь, полицейские по сигналу «Потока» еще долго будут его тормозить — у нас вообще машины снимают с розыска очень неспешно. Да только они ничего уже не смогут ему предъявить в рамках закона — дело-то закрыто по срокам!

Соответственно, пострадавший от действий беглеца автовладелец так никогда и не получит ничего хорошего от существующей в России системы ОСАГО. На радость страховым компаниям.

Правда, данный метод применяется чаще всего хитроумными физлицами. Если скрывшаяся машина принадлежит фирме, бегать от «Потока» особых возможностей у нее нет: мало какой бизнесмен позволит простаивать собственному бизнесу из-за глупости, совершенной наемным шофером. Чтобы не наживать проблем, владелец машины скорее всего по первому требованию сдаст шофера полицейским. Так что человек, сидевший 2 июня за рулем Mercedes Atego с госномером У853РН 77, уже нажил себе проблем. Дабы не усугублять их, лучше пусть приходит в «группу разбора» 10 июня.

Как бы то ни было, для исправления описанной выше правовой коллизии нужна лишь малость: достаточно сравнять срок административного розыска по подобным делам с максимальным сроком лишения «прав» за оставление места ДТП — до 1,5 лет. Чтобы пережидать его стало просто бессмысленно. Но у депутатов до этой мелочи все никак руки не дойдут. Им сейчас куда интересне, например, торговлю «красивыми номерами» отрегулировать...