ЕЭС спорит с РФ по поводу утилизации

ЕС намерен подать иск против РФ в суд ВТО, с требованием отмены введенного в прошлом году утилизационного сбора для всех новых автомобилей. По мнению европейцев, это является незаконным рычагом создания «тепличных» условий для российского автопрома.

Такое развитие событий, надо признать, прогнозировалось, так как, по сути, утилизационный сбор имел все признаки новой заградительной пошлины. В частности, речь идет даже не о базовой ставке, которая, напомним, равна 20 тысячам рублей, а о повышающем коэффициенте, зависящем от габаритов автомобиля. Дело в том, что такого коэффициента не должно быть в принципе, поскольку стоимость утилизации, скажем, Daewoo Matiz и Mercedes-Benz S-класса практически одинакова. Единственный случае, когда его введение оправдано – утилизация крупного коммерческого транспорта, но подобной техники, напомним, он в нашем случае не касается.

В ЕС, разумеется, подобное наплевательское отношение к законам терпеть не стали и обратились за соответствующими разъяснениями к властям России. Как выразился комиссар Союза по торговле Карел Де Гюхт в интервью агентству «Reuters», Европейская комиссия в течение года вела переговоры с российской стороной, пытаясь найти приемлемое решение, но ничего путного из этого не вышло, хотя с самого начала было очевидно, что утилизационный сбор противоречит большинству базовых правил ВТО, запрещающих дискриминацию в сфере импорта. В итоге, нашим властям, по сути, был поставлен ультиматум – отменить сбор до 1 июля.

Стоит также отметить, что основные претензии представителей ЕС касались даже не самого сбора, а того, что компании, успевшие обзавестись местными сборочными производствами, по сути, освобождены от его уплаты в обмен на гарантии последующей утилизации автомобилей, что опять же является серьезным конкурентным преимуществом по сравнению с компаниями-импортерами. Притом, преимущество это довольно серьезное. По данным ЕС, сбор ежегодно приносит казне порядка 10 миллиардов евро, хотя российская сторона утверждает, что доход от утилизации составляет не больше 1,3 миллиарда.

Но в любом случае, для потрепанных кризисом европейских производителей даже полтора миллиарда – серьезная разница, тем более, что Россия по-прежнему рассматривается, как потенциально крупнейший автомобильный рынок Европы.

Напомним, что снижение таможенных пошлин, в том числе и в автомобильной отрасли являлось камнем преткновения на протяжении всей 18-летней истории переговоров о вступлении России в ВТО. В конечном счете Москва согласилась на уступки, однако, спустя всего полгода после вступления в организацию, ввела утилизационный сбор, который, по сути, стал новым налогом на импорт, с которым сегодня и борются в ЕС.

Подобные суды в ВТО длятся годами, однако результатом этого противостояния может стать очередное, причем, довольно существенное повышение цен на большинство бюджетных автомобилей, которые, как известно в большинстве своем производятся внутри страны: в феврале стало известно, что Минпромторг планирует упразднить механизм предоставления гарантий по утилизации, таким образом власти собираются обязать всех производителей уплачивать этот сбор, независимо от того, где производится автомобиль.