Более трети россиян ездят на LADA

Агентство «Автостат» опубликовало очередной отчет, посвященный структуре парка легковых машин в нашей стране. Согласно исследованию, подавляющее большинство россиян сегодня ездит на машинах отечественного производства, мало того, в четырех из десяти случаев этот автомобиль — LADA.

Стоит заметить, что отчет агентства также содержит некие прогнозы развития и изменения состава автомобильного парка России вплоть до 2017 года. Тем не менее с учетом нынешних реалий, а именно — достаточно уверенного падения спроса на новые автомобили, это в настоящее время не слишком актуально. Поскольку с учетом возобновления программы государственного субсидирования кредитных ставок при покупке нового автомобиля, а также возможного упразднения механизма представления гарантий по утилизации (что приведет к очередному подорожанию всех без исключения автомобилей), спрогнозировать изменение популярности той или иной марки, мягко говоря, нереально, тем более что основной удар в таком случае придется именно на наиболее бюджетных производителей. Однако то, как дела обстоят в настоящем, очень даже интересно.

Первое, что стоит отметить, — лидерство LADA. Из 36,9 миллиона легковых автомобилей, зарегистрированных в нашей стране, 13,67 миллиона так или иначе произведены АвтоВАЗом. И это 37% от общего объема. Доля производителя на отечественном рынке последние несколько лет стабильно снижается, однако волжане таким результатом могут быть вполне довольны. А если вспомнить, что они сменили «классику» на Granta, выпустили Largus и обновили Kalina, с учетом машин, которые уже находятся в обращении, их доля как минимум не уменьшится.

Что характерно, на втором месте обосновалась «Toyota», у которой 3,13 миллиона зарегистрированных авто. И данный фактор не может не настораживать, так как этот производитель в последнее время на рынке новых автомобилей особых успехов не демонстрировал. Если учесть, что на четвертом и пятом местах при этом обосновались ГАЗ и «Москвич» (на третьем — «Nissan», у которого чуть больше 4% рынка), присовокупить сюда падающие показатели АвтоВАЗа, а также практику массового ввоза автомобилей из ближайшего зарубежья, которые никто не растаможивает и, соответственно, не ставит на местный учет, это в очередной раз красноречиво свидетельствует о том, что частный автопарк в нашей стране продолжает стремительно стареть.

С одной стороны, это соответствует общеевропейским тенденциям: в частности, в той же Германии оборот на вторичном рынке в прошлом году составил 8 миллиардов евро, однако повышение среднего возраста автомобиля до 8,9 года немцы считают катастрофой, у нас же по этому поводу никто особо не парится, хотя, по оценкам того же «Автостата», средний возраст иномарки в России, несмотря на все успехи в продажах новых машин, в настоящее время составляет 9 лет, а отечественного автомобиля — 14,9 года.

Стоит также отметить, что марки вроде «Chevrolet», «Ford» и «Hyundai», которые в течение последних четырех-пяти лет неизменно находились в топе списка наиболее востребованных брендов, тянут на себе не больше, чем по 3,5% рынка. Хотя в последние годы эти компании стабильно продавали у нас больше 100 тысяч новых автомобилей. На других площадках это давно позволило бы им увеличить относительные показатели примерно на 50%, разделив долю, например, «Москвича». В России же, как видно, к этому им придется идти еще как минимум несколько лет.