20359

Росту цен на бензин придают объективности

Эксперты заставляют страну поверить в неизбежность роста цен на топливо
Вода, как известно, камень точит: именно по этому принципу действуют всевозможные «эксперты топливного рынка», вдалбливая населению, что медленное, но верное увеличение цен на бензин вызвано не банальной жадностью топливных монополистов, а некими «объективными причинами».
Изображение Росту цен на бензин придают объективности

Очередная порция этой «воды» выплеснулась на днях на ленты информационных агентств, которые не преминули с энтузиазмом раструбить, что к концу года 95-й бензин на АЗС обязательно будет стоит не меньше 33 рублей за литр. Конечно, будет, особенно если не снимать с ушей лапшу, профессионально развешиваемую самопровозглашенными «экспертами»!
Последние предрекают неминуемый 3–14-процентный рост розничной цены Аи-95 к Новому году, пеняя на вновь введенные акцизы на моторное топливо.

Последняя волна повышения этого сбора произошла в начале июля.
Ставка акциза на бензин класса «Евро-4» составляет сейчас 8960 рублей за тонну. Рост по сравнению с предыдущим уровнем — 400 рублей с тонны. Для бензина класса «Евро-5» акциз теперь составляет 5750 рублей за тонну. Соответственно рост составляет 600 рублей с тонны. Другими словами, оптовые цены на топливо с сегодняшнего дня повысились на 40 и 60 копеек с килограмма в зависимости от класса, что эквивалентно росту оптовой цены на 25 и 45 копеек за литр (поскольку один килограмм бензина занимает 1,36 литра объема). То есть «скачок цен» фактически должен составить не более 45 копеек. При этом сейчас оптовая цена бензина в московском регионе находится где-то на уровне 24,4 рубля за литр, или чуть больше 32 000 рублей за тонну топлива. Это включая выросший акциз, как мы понимаем. А теперь сравните эту цифру с ценниками на ближайших бензоколонках и убедитесь, что никакого существенного влияния на их значения выросший акциз оказать не сможет.

Но это с точки зрения здравого смысла и арифметики. А с точки зрения топливного монополиста это отличный повод взвинтить цену и «срубить» с автомобилиста лишний рубль-другой за литр. Но предварительно нужно его морально подготовить, чтобы он безропотно выложил эти лишние деньги и не выступал! Для этого в ход пускаются выступления в прессе разномастных «экспертов топливного рынка». В том числе даже с помощью самой российской из газет страны.

А еще пиарщики нефтяного лобби очень любят ссылаться на «зарубежный опыт»: что Норвегия, точно так же как и Россия, является нефте- и газодобывающей страной, а цена топлива на тамошних заправках в пересчете на российские дензнаки составляет аж 78,5 рубля за литр! И ничего, говорят нам, не жужжат скандинавы, платят! А значит, и у нас можно цены на бензин задирать. И при этом скромно оставляют за скобками уровень жизни населения. Ведь на карман гражданина на самом деле давит не абсолютная величина цены литра топлива. Тут важна доля из заработка, которую он вынужден отдавать нефтяным монополистам. Так вот, если посмотреть на розничную стоимость топлива с этой точки зрения, то гораздо более интересными окажутся не ценники на заправках у нас и «там», а совершенно другие цифры. Так, на одну среднюю месячную зарплату среднестатистический житель Норвегии может купить 2200 литров топлива, а не менее усредненный россиянин — всего 753 литра! Практически втрое меньше! Вот и получается, что по-настоящему справедливая цена на моторное топливо в нашей стране должна быть, по идее, втрое ниже, то есть где-то в районе 10–11 рублей! Но когда нефтяников и власть имущих в нашей стране волновала какая-то там справедливость? Они, судя по всему, явно считают карманы российских автовладельцев чем-то вроде бездонного кошелька — недаром цены на топливо в нашей стране умеют только расти, вне зависимости от мировой конъюнктуры. Так что не будем удивляться, если в конце концов нефтедобывающая Россия сравняется с Болгарией, где на среднемесячную зарплату можно купить аж 218 литров 95-го!