Еврейский квартал

Моторизованные израильтяне достали меня уже через пять минут после того, как я отъехал от конторы по прокату машин на свежеарендованном Daihatsu Sirius. И продолжали доставать все десять дней автопробега по Земле обетованной.

 Нет, водители они вполне сносные. А уж по московским меркам и вовсе супердисциплинированные. Скоростной режим если и нарушают, то не более чем на 20 км/ч (в том числе и на скоростных магистралях), и то редко; не подрезают и не «вышивают» ни в плотном потоке, ни на относительно свободной трассе; паркуются исключительно по правилам (про то, чтобы кого-то «запереть» или бросить авто на второй полосе, и речи быть не может). Но при этом горячие до истерики! Стоит вам после включения зеленого сигнала светофора замешкаться хотя бы на полсекунды (никакого преувеличения!) — и вы немедленно получите возмущенным сигналом клаксона по голове. А то и не одним. При этом не могу сказать, что сами аборигены обладают сумасшедшей реакцией и стартуют как подорванные. Но гудят друг другу как очумелые. При этом очень редко пользуются «поворотниками», какой бы маневр ни совершали — обгон, перестроение или собственно поворот. Забавные, в общем, ребята.

 Нарушать — дорого

И при таком темпераменте, как уже говорилось, весьма законопослушные. Хотя этому перестаешь удивляться, изучив местные штрафы за нарушения ПДД. Впрочем, судите сами: превышение скорости свыше 21 км/ч обходится им в 6000 рублей по-нашему (1 шекель равен 8 рублям); проезд на запрещающий сигнал светофора — в 8000; езда с непристегнутым ремнем безопасности — в 2000 (на заднем сиденье — в 800). Причина полного отсутствия «вышивальщиков» и «подрезальщиков» тоже понятна — агрессивная езда карается в Государстве Израиль суммой в 4000 рублей. Более того, по их правилам водитель обязан рулить автомобилем двумя руками. Управляешь одной — плати, коли поймают, 320 рубчиков. А если при этом вторая занята мобилой — 6000. Хотя их, родимых, пугает только последняя сумма: сотовый у уха действительно никто не держит (повсеместно hands free), зато курят и едят за рулем — повсеместно. Крайне высоки, как вы понимаете, штрафы и за другие дорожные прегрешения. Строго здесь обходятся и с национальной русской забавой — пьяными покатушками. За езду подшофе вас не только оштрафуют на сумму до 170 000 рублей, но и конфискуют автомобиль на срок от двух месяцев до года и лишат «прав». Так что ездить по стране при практически полном отсутствии нарушителей, тем более злостных, — одно удовольствие.

Заблудиться невозможно

Особенно учитывая качество здешних дорог и их информационное обеспечение. Что касается первой позиции, то неважно, на какой по статусу трассе (национальной, междугородней, территориальной или местной) ты находишься. По ширине и полосности они мало чем отличаются друг от друга (четырех- и пятиполосных магистралей в Израиле откровенно мало, в основном по одной-две полосы в каждом направлении), но качеству покрытия позавидуют и некоторые европейские дороги. А указатели тут — просто песня! Владея английским на уровне пятого класса средней школы (большинство надписей на знаках дублируются на иврите, арабском, английском), заблудиться вы просто не сможете. Причем нужный вам поворот или съезд будет заранее обозначен раза три-четыре с точностью до метра — устал проверять обозначенные цифры, надеясь уличить израильских дорожников в неточностях. Не сумел. Если написано, что до Бат-Хефера от увиденного мной указателя, к примеру, 18 км, — значит, ровно через 18 км я там и буду. Полагаю, аналогии с Россией-матушкой приводить бессмысленно.

Одним словом, автопутешествие по Израилю доставляет истинное удовольствие. И замечу, если вы хотите увидеть страну, а не только немного Тель-Авива, кусочек Иерусалима и Бахайские сады в Хайфе, — отказывайтесь от экскурсионных туров, путешествуйте самостоятельно. Иначе за две недели (а для первой поездки в эту страну даже такого срока ничтожно мало) Израиля — от Голанских высот до Эйлата — просто не увидеть и не понять. И забудьте, отправляясь сюда, про пляжный отдых. Для него выберите что-нибудь попроще и без духовных претензий — типа Хургады или Анталии. Дешевле выйдет.

Как сэкономить на аренде

Кстати, о ценах. Взять тут машину напрокат, как и в любой цивилизованной стране, не проблема. И если заморочится заранее (или иметь в стране родственников или верных друзей), можно вымутить вполне достойный вариант по более чем сходной цене (то есть арендовать машину в небольшой прокатной конторе, работающей в основном с местными корпоравтивными клиентами. Правда, в таких фирмочках даже по английски говорят с трудом — иврит, сплошной иврит!). Например, мне десятидневная поездка на Daihatsu Sirius с «автоматом», кондиционером и «музыкой» обошлась всего в 6500 рублей. В горах Иерусалима и на серпантинах пустыни Негев этот малыш с двигателем объемом 1,3 л, конечно, сильно тужился, заставляя забывать об обгонах, но ни разу не подвел. А на равнине легко совершал даже весьма рискованные маневры на скорости далеко за 100 км/ч.

На чем ни копейки не выгадать

А вот бензин дорог — вдвое дороже, чем у нас. Да и с парковками беда, здесь Москва просто отдыхает. Бросать же машину где попало сильно не рекомендуется. Во-первых, эвакуируют за ваш счет. Во-вторых, оштрафуют на 2000 рублей. Да еще за день простоя на штрафстоянке можно заплатить до 800 рублей. Так что лучше нарезать лишний круг в поисках свободного места или встать подальше. Стоимость парковки разная: можно за 120 рублей оставить машину на час, а можно за 160 — но на весь день.

…Да, и никогда не спорьте с местными гаишниками. К туристам тут относятся весьма лояльно, и хорошая шутка с извинениями может избавить вас от справедливого наказания.