От «встречки» защитят стальные тросы

Московская область может стать одним из первых регионов России, где начнется массовое применение нового для нашей страны типа отбойника-разделителя — тросового.

Дело в том, что годичный опыт эксплуатации пилотного 200-метрового отрезка тросового барьера-разделителя на подмосковной автодороге Раменское — Дунино, судя по всему, признан успешным. В связи с этим (в соответствии с госпрограммой Московской области под названием «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2014–2018 годы) такого рода барьеры установят уже на 35 километрах дорог региона.

Поскольку для большинства автомобилистов эти сооружения еще в новинку, скажем, что тросовое ограждение выглядит как «заборчик» из 2–4 тросов из оцинкованной проволоки, натянутых на столбики-стойки. Их можно расставлять как по осевой, так и по обочинам дороги.

Оригинальности конструкции добавляет тот факт, что эти стойки свободно вставляются в бетонный или стальной «стакан», расположенный в дорожном полотне. Глубина «стакана» обычно составляет 0,6 метра. А по обочинам стойки просто вбиваются на полтора метра в землю.

На концах отрезка ограждения тросы крепятся к якорному блоку — «кубику» из бетона весом около трех тонн со стальными проушинами, врытому заподлицо с поверхностью дороги. Типичное расстояние между якорными блоками делают равным километру в случае для трех-, четырехтросового отбойника и примерно вдвое короче — в случае двухтросового. Но в большинстве случаев расстояние между «якорями» диктует топография местности, по которой проходит дорога. На прямолинейных ее участках отрезки непрерывного тросового отбойника могут достигать и полутора-двух километров, а на извилистых между «якорями» может оказаться и 50–100 метров.

Одним из преимуществ тросового отбойника перед привычной нам конструкцией из профилированной стали считается легкость замены поврежденных стоек. С ней легко справляется даже один человек, ведь стойки не закреплены в полотне дороги и легко вынимаются. По статистике, после среднестатистической аварии приходится менять 6–8 стоек. Когда машина налетает на ограждение, какое-то количество стоек выходит из строя, а транспортное средство с минимально возможными механическими повреждениями остается на своей стороне дороги, что исключает вероятность лобового столкновения. Самое удивительное, что за 10 лет, прошедших с момента появления первых тросовых отбойников и ограждений на автодорогах, ни одного случая разрыва троса зарегистрировано не было! Замена поврежденного в аналогичных условиях участка привычного нам профилированного отбойника потребует гораздо больше средств, времени и трудозатрат.

Барьерное ограждение считается зарубежными специалистами менее безопасным, более дорогостоящим и проблемным в эксплуатации, нежели тросовое. Установка выполняющего аналогичные функции тросового ограждения обходится примерно на 40% дешевле, а его содержание дешевле в несколько раз. Этот фактор является основной причиной роста его популярности в мире.

За последнее десятилетие этот тип отбойника находит все большее применение в разных страна. В США и Австралии, например, масштабы его применения растут сейчас практически в геометрической прогрессии. Особенно в регионах с низкой плотностью населения — в условиях, когда строить полноценные автобаны просто не имеет экономического смысла, а обеспечить должный уровень безопасности дорожного движения необходимо.

Для России, с ее бесконечными километрами дорог между отдаленными населенными пунктами и вечной нехваткой денег в дорожных фондах, технология тросовых дорожных ограждений может стать уникальным способом спасти жизнь и здоровье сотен тысяч человек на трассах.