Генерал Владимир Кузин: штраф, переэкзаменовка, тюрьма

Российская автоинспекция устами заместителя начальника ГУОБДД МВД РФ генерал-майора полиции Владимира Кузина напомнила заинтересованным лицам, что с 1 сентября 2013 года увеличиваются штрафы за все без исключения нарушения ПДД.

И поскольку «заинтересованных лиц», то есть людей с «правами», в стране насчитывается около 40 млн. (а с членами семей, считай, и вся страна), то более чем существенные изменения в 12-й («автомобильной») главе КоАП РФ коснутся, по сути, каждого из нас.

Начнем с того, что минимальный размер штрафа с 1 сентября составит 500 рублей. Их придется отдать в том числе и за забытое дома водительское удостоверение, полис ОСАГО, регистрационные документы на авто или, скажем, невключенный «поворотник» и превышение скорости на 20–40 км/ч и ряд других мелких дорожных прегрешений.

Максимальную сумму в 50 000 рублей придется выложить за езду подшофе, если вы попались на этом второй раз, и за повторную передачу «баранки» пьяному гражданину. Причем в обоих случаях вас еще и «прав» на три года лишат. Что касается первого «залета по пьяни», то он обойдется в 30 000 «деревянных» с последующим превращением в пешехода на 1,5–2 года. Эти же санкции предусмотрены для тех, кто отказался от прохождения медосвидетельствования и кто «употребил» сразу после ДТП, но до проведения всех процессуальных действий.

Тут стоит напомнить, что из автомобильной жизни страны вот уже как три недели исчезло пресловутое правило нулевого промилле, введенное в оборот стараниями Дмитрия Медведева в 2010 году. Оставив за скобками словесную эквилибристику, использованную депутатами, чтобы не сильно обидеть премьера, скажем, что они вернули-таки на дороги 0,3 промилле в «выхлопе» рулевого. Генерал Кузин, разумеется, подчеркнул, что этот «камбэк» не означает разрешения хоть малость выпивать перед поездкой, да с ним никто и не спорил. Более того, в этой связи даже кажется странным слишком мягкое наказание для пьяных отморозков, севших за руль, вообще не имея водительского удостоверения или уже лишенных его. Таких, как и раньше, ждет только арест (от 10 до 15 суток) — и никакого, даже копеечного штрафа.

Зато новая напасть ждет тех, кто лишится «прав» после 1 сентября (а такое наказание предусмотрено по 20% нарушений Правил!). Вернуть их можно будет только после переэкзаменовки. И даже оставив в стороне крайне высокую степень коррупционности этой законодательной новеллы, надо признать, что чисто технически она трудновыполнима. В стране ежегодно лишаются «прав» более 800 000 человек. А мощности ГАИ по приему экзаменов еле переваривают тех, кто впервые проходит испытания (более 2 млн. человек в год — без учета тех, кто сдает их второй-третий-четвертый раз). ГИБДД, однако, утверждает, что вполне готова к этому испытанию. Я, правда, в этом сильно сомневаюсь, как, впрочем, и многие депутаты Госдумы, уже готовящие поправки в КоАП, согласно которым переэкзаменовывать станут только лишенных «прав» по «пьяной» статье Кодекса.
Из других серьезных новаций стоит отметить возврат к эдакой «мини-балльной» системе наказаний за дорожные выкрутасы. Отказавшись под давлением общества (включая даже такой ее части, как ГАИ) от балльной системы, депутаты ввернули-таки в КоАП ужесточение наказания за повторность нарушения. Скажем, если вас второй раз поймают за проезд на «красный», то штраф увеличится в пять раз (до 5000 рублей), хотя могут уже и «прав» лишить на полгода.

Та же история и с превышением скорости на 40–60 км/ч. За первый раз заплатите 1000–1500 рублей, а за второй — 2000–2500. За вторичное превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч (но не более чем на 80 км/ч) станете пешеходом на целый год (попавшись в первый раз, заплатите 2000–2500 или расстанетесь с «правами» на 4–6 месяцев). Превышение скорости более чем на 80 км/ч оценено в 5000 рублей или лишение «прав» на 6 месяцев. А повторное нарушение лишает «прав» на год. В итоге, чтобы набрать на лишение, достаточно съездить за город по малознакомой дороге. Третья-четвертая камера выпишет квитанцию по верхней планке за повтор и лишит «прав» на год.

Из «мелочей» стоит упомянуть повышение штрафа до 1000 рублей за непристегнутый ремень безопасности, езду по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 км/ч; до 1500 — за езду по обочине, непропуск пешехода, разговор по мобильному; до 3000 — за перевозку детей без детских кресел-бустеров, передачу управления лицу, не имеющему при себе в/у.

 

 

 

Ну и, разумеется, главный вопрос: как повлияют на растущую в стране аварийность новые жесткие санкции? Очевидно, что по первости и число нарушений, и, следовательно, количество ДТП сократится, как это уже не раз случалось после подобных «демаршей» властей. Но затем все возвращалось — и возвратится! — на круги своя. Потому как без современных трасс-дорог-развязок-переходов, повсеместной ликвидации «пробок»-заторов кривую дорожных трагедий не обуздать. Как не сделать этого и без стопроцентной гарантии неотвратимости наказания. Но увы — на масштабные стройки денег в стране нет, а с коррупцией, в том числе полицейской, мы воюем только на словах.