FIAT «Нижегородец» или «Газель» Ducato?

По жизни мне везет. Во-первых, на хороших и интересных людей, которых время от времени посылает жизнь, во-вторых, на интересную работу и, в-третьих, на поездки по стране. Последнее, наверное, главное. Бродить по земле для меня наркотик; предвкушение дороги, какой бы она ни была, делает меня счастливым человеком. Путь домой сушит душу.

Ну и как, спросите вы, я себя должен чувствовать, сидя на правом — штурманском — месте в кабине здоровенного шестиметрового «сарая» FIAT Ducato, пожирающего километры трассы М4 «Дон»? Да в компании хороших попутчиков, да в предвкушении охоты на перепела в легендарной и полумифической стране — Абхазии? Да я просто в восторге от того, что должно произойти с нами в следующие десять дней.

Настроение не портит даже резкое похолодание в Москве, хлесткий дождь, туман, резкий ветер. Нам все равно, нам же на юг, где пальмы, солнце и лазоревое море. Где вкусные лепешки, овечий сыр, легкое вино и… охота. Дорога ложится под колеса итальянского трудяги, на заднем борту которого почему-то красуется большая надпись «Нижегородец». Нам пока неясно, как к этому относиться. Это что — предупреждение или напоминание? Если напоминание, где мы живем, то спасибо, не надо.

Театр, как известно, начинается с мхатовской вешалки, театр абсурда — с проезда по первому участку платной автодороги в Московской области. Далее — везде: Тульская, Липецкая, Воронежская области, и в каждой свой кусок «выделенки» — маленький участочек федеральной трассы, отданный на «прокорм» местного бизнеса. Или московского? Хозяин-то трассы — госкомпания «Российские автомобильные дороги» — сидит в столице. Правда, это не вновь построенная дорога, а та самая, которую всем миром возводили еще в большой стране на общие деньги. Кажется, кто-то воплотил в жизнь нелепый лозунг «Каждому субъекту по доходному месту». А почему, собственно, по одному? Давайте нарежем трассы и отдадим на откуп друзьям, знакомым и просто хорошим людям. Федеральных трасс много, расстояния у нас огромные — всем хватит. Тем более что нет единого тарифа для проезда по одной трассе, везде с нас сдирали по-разному. За что? За освещение этих участков? За разметку на дорожном полотне? Во всяком случае, других серьезных отличий платных участков от «простых» мы не заметили. Кстати, если трасса освещается ночью, то почему дневной сбор дороже ночного, а? Фонари же днем не горят! Вопрос интересный, не так ли?

А как объяснить лингвистические пассажи хозяев трасс: «Обход г. Богородицка» или «Обход г. Задонска и с. Хлевное»? По-русски обход означает если не маневр с целью выхода противнику в тыл, то как минимум огибание чего-то, места какого-нибудь. А у нас что получается? Трасса прямая как стрела, все города и населенные пункты, за обход которых деньги собирают как минимум в паре километров от нее, расположены на старом дублере. И что же мы обходим? Совесть, наверное…

Но лучше я к приятному вернусь. Итак, летит наш FIAT от области к области. На удивление удачная для такой компании, как наша, машинка получилась. Правда, ее пассажиры время от времени недовольно бурчат что-то про тряску, но нам с напарником за рулем удобно. С водительского места до любой клавиши-кнопочки дотягиваешься без проблем. Алгоритм работы бортового компьютера понятен даже ребенку. И не зря Ducato «сараем» в народе зовут: у моего соседа в деревне амбар точно такого же размера, он там столько добра хранит… Простора и за рулем, и в пассажирском отсеке хватает, вот только компоновка салона такая, что «пульку» в дороге не распишешь, сидеть, как за столом, не получится — колени не дадут. Зато если устанешь без дела, то встать в полный рост, даже если он у тебя 190 сантиметров, очень даже сможешь. За спиной у пассажиров огромный багажный отсек, на глаз в него минимум четыре двухметровых холодильника с морозильными камерами стоймя войдут. Но у нас там спрятано целое богатство в виде генератора, газовой плиты, холодильника, микроволновки и прочего скарба для разбивки вполне комфортабельного лагеря с тентами и мебелью. Еще и на здоровую клетку с собакой место остается, и на бутор пяти человек. Кстати, набор предметов можно заказать по своему вкусу и желанию, и это радует.

Но вот боковые зеркала абсолютно бесполезны при движении задним ходом. Только и остается, что просить коллег помочь при маневрах или же сдавать задом до… звонка страховому агенту. А еще возникает ощущение, что хочется более уверенной работы тормозов.

В хорошей компании время, как известно, летит незаметно. Так и мы, проведя целый день за рулем под холодным дождем, перешедшим под Воронежем в снег, останавливаемся на ночлег за Ростовом в придорожном кафе-мотеле «Казачий хутор». Выбрать место ночлега помогли машины сотрудников ДПС — уж эти орлы точно знают, где вкусно кормят и чисто. Действительно, сазанья уха там — хит сезона. Итог дня: испорченное настроение от чиновничьей коммерческой расторопности, более тысячи километров пройденного пути и отличный ужин.

Рано утром — вновь за руль. Краснодарский край встречает солнцем, явно похорошевшими домами, кафешками, мотелями и прочими атрибутами мирной сельской жизни. Мимо проносятся возделанные поля. Почти идиллия! Диссонансом врывается указатель «Станица Кущевская». Ох и знаменита же она теперь на всю Россию! А со стороны посмотреть — никто и не поверит, что здесь такие ужасы творились. Отмахиваем еще несколько сот километров и подходим к горам. Везде по краю строят дороги. Ладно бы только трассу, так нет — любой перекресток обзаводится разноуровневой развязкой. Понятно, близость Сочи играет свою роль, но многие участки магистрали, мосты, путепроводы строят не в авральном порядке ко дню икс, а просто для жизни — качественно, с размахом и не торопясь. Правда, за перевалом дорога становится и поуже, и похуже. Серпантин за серпантином вяжет дорогу в тугой жгут. Если водитель не умеет расслабляться за рулем, ему может и голову снести.

На горных участках наш Ducato, как и на равнине, ведет себя молодцом. Напарнику, известному автомобильному журналисту, все кажется, что автобус валится в поворотах и «подворачивает хвост». По-моему, просто придирается. Конечно, привык на люксовых аппаратах рассекать, а тут фургон. А мне нравится и то, как он рулится, и как дорогу держит. Да и в крутых поворотах и даже в «шпильках» особых проблем с кренами и с управлением FIAT Ducato у меня нет. Но особенно хорош итальянский дизелек. И годков ему более десяти, и объемом он не вышел, но так тяговит, так подхватывает! С таким и пошалить можно, что мы ради чисто спортивного интереса и проделываем в горах пару раз. Одно мне не по нутру: ручка переключения передач у нашего бегуна, как это модно в Европах, расположена на приливе передней панели. Найти на ней свободное место — подвиг для компоновщиков и технологов. Они-то нашли, но ходы рукояти переключения передач коротки до невнятности. Возможно, проведи я за рулем Ducato еще пару тысяч километров, все бы и наладилось. А так осадок остался, тем более что несколько раз и я и мой сменщик не попадали в передачу.

В общем, накрутившись на горных дорогах Черноморского побережья РФ и соседней Республики Абхазии по самое горло, к ночи мы уже были в Сухуме. При этом нам еще пришлось пересечь границу между двумя странами. Не буду отвлекаться на описание этого процесса, скажу лишь, что авторитет «МК», ко всеобщей радости, высок и в Краснодарском крае.

В Абхазии мы большей частью передвигались по коротким плечам: Пицунда — Сухум, Пицунда — Новый Афон и т.д. Ничего особенного о поведении машины на юге сказать не могу, все было штатно, кроме одного, равно как и по дороге в Москву. При длинной базе глушитель, расположенный прямо за кабиной водителя, доставлял немало хлопот. Малейший перегиб дороги, бордюрный камень или проезд через «лежачих полицейских» заставлял нас останавливаться почти до нуля. Не знаю, могут ли нижегородцы, что так лихо поставили свое имя на задней двери фургона, вносить изменения в конструкцию автомобиля, но уверен, что устранение этого недостатка прилично повысит пользовательскую ценность Ducato в России. И еще о грустном. Фургоны приходят в Россию «голыми». Рама, кузов, двигатель, подвеска — прямо с итальянского конвейера. Вся начинка салона, обшивка, сиденья и прочее, включая комплектацию вашего автомобиля, делается в Нижнем Новгороде. Мало того что все, сделанное и установленное российскими руками, заскрипело и запело после первой тысячи километров, уже в Москве убило меня другое: прайс-листы от FIAT и нижегородского партнера итальянцев. При стоимости голого итальянского кузова в 1,14 млн. рублей за свою работу «скромники» из Нижнего просят около 0,5 млн. рублей. И все бы ничего, но смотри вышеизложенное.

А так получается какая-то странная помесь: то ли «Газель» Ducato, то ли FIAT «Нижегородец». Выходит, и надпись на задней двери фургона больше на предупреждение похожа. Хотя, может, это хитрый маркетинговый ход?..

Но в целом — это очень приличный автомобиль для большой семьи, любящей путешествия, и весьма привлекательный по цене, если сравнивать его с «немцами», например.