Страховщики настаивают на своем «праве» не платить по ОСАГО

Страховщики, возмущенные тем, что обиженные ими клиенты все-чаще обращаются в суды и, как правило, выигрывают дела, пускаются во все тяжкие, чтобы по-сути запретить и судебное урегулирование возникших споров, и забыть о законах, защищающих права потребителей.

Из их последних демаршей стоит вспомнить и закрытие крупными страховыми компаниями своих офисов в региона, и громкое письмо главе ЦБ, где автовладельцев обвиняют чуть ли не в потребительском экстремизме. При этом страховщики упорно не хотят объяснять, почему занижают выплаты, затягивают их, а то и во-все отказываются платить. Напомнить об этом и ЦБ, и правительству страны решили и мощные общественные организации, и парламентарии из тех, кто находит в себе силы противостоять мощнейшему страховому лобби.

Так, «Ассоциация по защите прав автострахователей» при поддержке «Федерации автовладельцев России (ФАР)», «Движения автомобилистов России», «Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗ)», депутата Госдумы РФ Ярослава Нилова, «Общества Синих ведерок», общественной организации «Гражданский Контроль Качества Топлива» и ряда общественно-политических СМИ отправили открытое письмо председателю Центрального банка Эльвире Набиуллиной в ответ на обращение в ЦБ страховщиков, пожаловавшихся на судей и «недобросовестных» клиентов. Правозащитники попросили не идти на уступки страховщикам и не подвергать сомнению правомерность судебных решений, а также обратили внимание на адекватность проводимой в стране страховой политики, а именно распространения Закона РФ «О защите прав потребителей» на сферу страхования.

По мнению Ассоциации, только в последний год в России сложилась система, при которой права клиентов страховщиков можно назвать надежно защищенными. Закон «О защите прав потребителей» распространился на сферу страхования в 2012 году, ранее «добросовестные клиенты практически не имели возможности получать причитающиеся им страховые возмещения, не могли влиять на ситуацию и защищать свои права», - говорится в этом обращении.

Между тем в своем письме к Набиуллиной руководители пяти ведущих страховых компаний сообщали о сложившейся судебной практике, которую характеризовали как «критическую». По их данным, суды имеют склонность необоснованно становиться на сторону клиентов, а среди юристов распространяется практика выкупать права требования у потерпевших и выбивать деньги у страховых.

- Много лет подряд клиенты страховых компаний постоянно сталкивались с затягиванием сроков выплат и их занижением, - комментирует ситуацию глава «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. – Поэтому причиной активных действий адвокатов и обществ по защите прав потребителей являются сами страховщики. Что же касается «выбивания» денег у страховых, то вряд ли кто-нибудь из потерпевших обратился бы к юристам, зная, что сможет получить выплату страхового возмещения в строгом соответствии с правилами страхования...

При этом правозащитники озабочены новыми поправками в законопроект о поправках в Закон РФ «Об ОСАГО», предложенные Минфином, которые могут коренным образом изменить ситуацию на рынке. Так, защитники страховщиков активно продвигают идею упразднения института переуступки права требования (это когда автовладелец привлекает к спору со страховщиком общества потребителей с их мощной юридической службой) и обязательное досудебное урегулирование страховых споров (то есть фактически запрет на обращение в суд до прохождения многочисленных и долговременных переговоров гражданина со страховщиком). Если таковые поправки будут приняты, положение страхователей только усугубится, поскольку большая часть водителей юридически не подкованы и не знают о своих правах.

- Не понаслышке знаю, как работают страховые компании, - говорит депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов. – К сожалению, для представителей страхового бизнеса актуально не правило «клиент всегда прав», а девиз советского сервиса «вас много – я одна». Надеюсь, что совместными усилиями представителей государственной власти и общественных организаций мы сможем нормализовать существующую систему, сделать ее клиентоориентированной, работающей, цивилизованной...

Что же касается внезапного ухода с рынка страховых компаний с большим объемом неисполненных обязательств, то общественники и депутаты предлагает Центробанку ужесточить контроль над страховщиками и попросту запрещать подобные ничем не обоснованные демарши, больше похожие на шантаж. Судебная же система действует справедливо, уверены в Ассоциации: «Штрафные санкции, применяемые к недобросовестным страховщикам, служат хорошей мотивацией для качественного исполнения их обязательств по договорам страхования».

Также правозащитники просят «включить в состав «Экспертного совета по защите прав потребителей на финансовом рынке» при Службе Банка России по финансовым рынкам представителей общественных организаций, отстаивающих интересы граждан РФ». Это, по их мнению, поможет решению вопросов, связанных с нарушением прав потребителей.