120 лет «дизельной» революции

Всего на нескольких страницах немецкий изобретатель Рудольф Дизель описал конструкцию двухтактного двигателя, впоследствии получившего название в честь своего создателя.

Патент на изобретение был торжественно вручен автору Имперским патентным ведомством Германии ровно 120 лет назад. Секретом успеха его разработки стала воздушно-топливная смесь, сжатая в соотношении 20:1, что позволяло «горючке» самовоспламеняться. Любопытно, но несмотря на то, что Дизелю пророчили великое будущее, первый такой мотор был использован уже после его смерти. Сначала немецкие инженеры опробовали механизм на грузовых автомобилях в 1924 году, а еще через пять лет американские технологи из компании «Cummins» решили испытать доработанный агрегат уже на легковушках.

Первым же полноценным серийным автомобилем, работающем на дизельном топливе, стал Mercedes-Benz 260 D, появившийся на свет в 1936 году. Правда, машину особо не чествовали, называя ее шумной, медленной и «вонючей» (из-за ярко выраженного запаха солярки). И только через четверть века отношение к подобной технологии стало меняться. Так, после Второй мировой войны транспортные средства с дизельными моторами стали стремительно обретать популярность, а появление хэтчбека Volkswagen Golf Diesel в 1975 году и во-все вызвало у потребителей небывалый ажиотаж. Модель стала первым компактным автомобилем, оснащенным высокооборотистым и при этом, что особенно важно, экономичным движком, работающим на соляре. Примечательно, что появившаяся позднее более мощная модификация VW Golf GTD с нагнетателем вошла в историю, как самый первый дизельный спорткар. Именно после его выхода в свет европейские и заокеанские автопроизводители стали налаживать серийное производство машин среднего класса, потребляющих ДТ.

Со временем конструкцию с разделенными камерами сгорания сменила система прямого впрыска, а также в разы увеличилось нагнетаемое давление. К примеру, в 1989 году на модель Audi 100 TDI был установлен первый аксиально-плунжерный топливный насос высокого давления для непосредственного впрыска. Проект был разработан немецкими инженерами из «Bosch», которые смогли добиться эффективного сгорания горючего благодаря прямой подаче в цилиндр давления в 1000 атмосфер. Кроме того, специалисты значительно увеличили мощность силового агрегата, снизив до минимума топливный расход и показатели выброса углекислого газа.

И сегодня дизельные двигатели экономичны и тихи, а благодаря турбокомпрессорам способны выдавать высокий крутящий момент практически на любых оборотах. К слову сказать, сегодня в Германии каждый второй, сошедший с конвейера автомобиль, является дизельным.