Месить грязь запрещено!

Постановление Правительства РФ №1013 от 13 ноября этого года, на днях вступившее в силу, по сути, запретило использование квадроциклов и снегоходов гражданами страны.

Суть правительственного постановления «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием» в следующем: отныне колесные внедорожные мототранспортные средства, к которым относятся квадроциклы, должны проходить техосмотр не в Гостехнадзоре, который поставил эту технику на учет, а в соответствии с Правилами проведения технического осмотра транспортных средств на пункте инструментального контроля, вместе с автомобилями.

Взяткоемкая коллизия

Но если на «квадрики» отныне распространяются автомобильные Правила проведения техосмотра, то согласно ФЗ №170 от 01.07.2011, где оговорены сроки проведения ТО, получается, что новые мотовездеходы в течение трех лет не подлежат процедуре проверки (об этом прямо сказано в 15-й статье вышеупомянутого закона). Выходит, «молодым» квадроциклам техосмотр не нужен, тем паче что у ГИБДД сейчас нет полномочий требовать от водителей предъявления «лобовичка». Ан нет! Функций по надзору за квадроциклами с Гостехнадзора никто не снимал, а посему сотрудник этого ведомства, остановивший в лесах любителя помесить грязь, по-прежнему наделен правом требовать предъявления талона техосмотра. Коли такой бумажки нет — штраф и скручивание номера. Согласитесь, подобная ситуация дает довольно широкое поле деятельности для коррупции в лесах-полях...

Провести ТО невозможно!

Можно, конечно, пойти на сделку с законодательной коллизией путем прохождения техосмотра с первых лет жизни квадроцикла. Но вот опять загвоздка — пункты инструментального контроля не в курсе, что делать с квадроциклами, загнанными на диагностическую линию. Мы провели эксперимент: объехали верхом на квадроцикле восемь авторизованных пунктов, где проводят диагностику транспортных средств, с требованием выдать нам диагностическую карту. Везде на нас смотрели как на идиотов. А в одном из посещенных заведений нам готовы были за скромные 1500 рублей «нарисовать» документ о хорошем техсостоянии предъявленного «квадрика», невзирая на то, что, по признанию работников, у них нет ни нормативов, по которым они бы могли оценить пригодность данной техники к эксплуатации, ни аккредитации на диагностику квадроциклов. Короче говоря, наши законотворцы создали такую ситуацию, при которой законно эксплуатировать квадроциклы стало вообще невозможно!

[mkref=2564]

Что касается техосмотра снегоходов, то здесь все осталось без изменений — «лобовички» по-прежнему выдают технадзоровцы. Срок годности такой бумажки — один год. И вот ведь странность: «права» для управления что «снежиком», что мотовездеходом нужны одинаковые (в/у тракториста-машиниста с открытой категорией «АI»), а вот с вопросом техосмотра такого единообразия нет. Если сложившуюся ситуацию спроецировать на автомобильную сферу, то это все равно что владельцам машин на зимней резине техосмотр выдавать на полгода, а тем, кто ездит на всесезонке, не выдавать вовсе... Но даже если и оставить эту странность за скобками, по новым правилам под запрет попали все свежекупленные «снежики». Их, как и новые квадроциклы, просто не поставить на учет! В этом смысле правительство совершило по отношению к владельцам «квадриков» и «снежиков» куда большую диверсию, нежели устроив «засаду» с техосмотром.

Не доехать и не припарковаться

Отныне процедура постановки на учет новой техники в Гостехнадзоре настолько усложнилась, что теперь проще вообще не связываться с регистрацией ATV и снегоходов. Однако это чревато солидными штрафами (до 5000 рублей!) и даже лишением «прав» на срок от одного до трех месяцев. Но давайте обо всем по порядку.

Еще вплоть до конца прошлой недели поставить на учет в Гостехнадзоре новую технику (это не только мотовездеходы и снегомобили, но и бульдозеры, тракторы, погрузчики, снегоболотоходы, асфальтоукладчики, катки и много чего еще) можно было, предъявив документы из магазина, где была куплена самоходная машина. То есть подгонять технику для сверки номеров к офису регистрирующего органа не требовалось. И это было очень удобно, ведь в отличие от автомобиля самостоятельно доехать до регистраторов верхом на том же снегоходе не представляется возможным. Но «благодаря» Постановлению №1013 от 13 ноября 2013 года (в наименовании этого документа столько цифр 13, что даже задумываешься: а не чертовы ли это происки?) любая свежекупленная техника в обязательном порядке подлежит при постановке на учет осмотру для сверки номеров. К примеру, абсолютно все инспекции столичного Спецгостехнадзора находятся в жилом массиве (причем не в первой линии домов от главных московских проспектов, а в глубине кварталов). Туда и на малолитражке-то бывает трудно подъехать и припарковаться, а уж с прицепом, в котором едет снегоход на осмотр, и подавно. Да что там легковушка с «хвостом»! Как, например, каток на фуре на осмотр привезти? К тому же у Гостехнадзора нет условий для приема людей в таком режиме — здесь априори отсутствуют парковки. Да и местные жители просто взбунтуются, когда у них под окнами в один прекрасный день обоснуются под полсотни автомобилей с прицепами, в которых привезены снегоходы и квадроциклы для смотрин: начнут лязгать гусеницами тракторы, спешащие на сверку номерных агрегатов, зачадят эвакуаторы с загруженными на них вилочными погрузчиками...

Но даже если допустить, что в радиусе взрыва небольшой атомной бомбы уберут все газоны и закатают их в асфальт, чтобы возле офисов российских Гостехнадзоров появились площадки под стоянку, то где взять столько сотрудников, чтобы и сличать номера успевали, и тут же ставили технику на учет? Информация к размышлению: в столичном Гостехнадзоре нагрузка на одного инспектора такова, что молодые сотрудники больше года в этой структуре просто не работают. Дикая ответственность, неимоверный поток людей и зарплата, неадекватная проделываемой работе. Трудятся здесь только старожилы: кто за идею, кто из-за того, что уже не хочется в жизни что-то менять, кто в погоне за левым рублем. Чтобы понимать масштаб бедствия, еще одна ремарка: в последнее время поставить технику на учет в Гостехнадзоре в день обращения было нереально. В один день человек сдавал пакет документов, а через пару-тройку дней приезжал в организацию еще раз, чтобы забрать номера. Столь длительная временная проволочка вызвана как раз острым дефицитом инспекторских рук. Которая, в свою очередь, тянет за собой следующую проблему. Представьте, что вы привезли-таки на прицепе «квадрик» или снегоход, у него сверили номера, забрали документы и говорят, что, мол, у нас очень много желающих получить номера, мы не справляемся, езжайте домой и возвращайтесь за документами дня через три... Господа знатоки, внимание, вопрос: что делать, если вас остановят сотрудники ДПС и попросят предъявить документы на перевозимый квадроцикл или снегоход? У вас досрочный ответ или берем вторую минуту на обсуждение? Лично у нас ответа нет... А ведь сегодня мотосалоны в большинстве своем доставляют клиентам покупку на дачу, где она и будет эксплуатироваться. И как с фазенды «этапировать» незарегистрированный аппарат в Москву для постановки на учет, а затем обратно — одному автору этого постановления, видимо, известно.

Гонки на выживание

Хотя есть и другой вариант развития событий. Люди попросту перестанут регистрировать квадроциклы и снегоходы и начнут эксплуатировать технику без номеров. Однако что делать в случаях, когда Гостехнадзор совместно с ГАИ проводит облавы на любителей активного мотоотдыха?

Надо полагать, начнется всенародная игра в кошки-мышки: один удирает (платить 5000 рублей и лишиться «прав» на три месяца, причем не только на снегоход или квадроцикл, но и на автомобиль (!) едва ли кому захочется), другой догоняет (ибо «палочную» систему по отлову нарушителей еще никто не отменял). Естественно, подобные гонки до добра не доведут, и жуткие аварии с участием квадроциклов и снегоходов, где будут не только травмированные, но и погибшие, станут происходить на регулярной основе.

За долю малую

И разумеется, пышным цветом расцветет коррупция. Если бы данное правительственное постановление проходило проверку на взяткоемкость, то оно однозначно не получило бы «путевку в жизнь». Ведь теперь владельцу техники, чтобы не столкнуться с вышеперечисленными бедами, проще и дешевле дать на лапу инспектору технадзора. Да и инспектору куда приятнее пополнить кошелек, чем выходить на улицу и плясать возле техники в поисках шильдика с номерами. Мы, разумеется, не хотим сказать, что в этой государевой структуре работают мздоимцы, но иногда властные инициативы способны толкнуть даже самого честного человека на скользкую дорожку…