«Кортеж» пойдет по пути «ё-мобиля»

Проект создания государева автотранспорта «Кортеж» все больше походит на другой посконный автопроизводственный проект — «Ё-мобиль». Только в отличие от прохоровского детища в «Кортеж» уже начали вбухивать серьезные финансы. Олигарху до бездонного госбюджета далеко: он свои денежки тратит, а чиновники — чужие, налогоплательщиков.

И вот куратор данного способа траты бюджетных денег министр промышленности РФ Денис Мантуров поведал журналистам, что первый демонстрационный образец будущей национально-барской машины будет готов уже вот-вот: «Первый демонстратор должен быть уже в начале следующего года. Будет представлен седан, в макетах будут микроавтобус и внедорожник. Все идет в четком соответствии с графиком», — сообщил он и добавил, что серийное производство членовоза намечается на конец 2016 года. «В 2017 году будут уже первые поставки. Затем параллельно будут завершаться проектирование и сертификация внедорожника и микроавтобуса. Полностью проект должен быть реализован уже в серии до 2018 года», — пояснил он.

Напомним, что государство уже запланировало, несмотря ни на какие стагнации в экономике и падения доходов бюджета, потратить на «Кортеж» 12 млрд. рублей и еще 6 млрд. найти у неких «частных инвесторов». Последним скорее всего будет назначен какой-нибудь из контролируемых все тем же государством банков. То есть денежки (опосредованно, конечно) будут иметь все тот же источник — бюджет.

Известно, что первый из этих миллиардов уже отправился в направлении ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). Именно там решено было организовать родильное отделение для выводка «Кортежа».
Помнится, в СМИ даже появились подробности этого мероприятия: якобы в рамках «Кортежа» должно быть выпущено 2500 седанов по 7,4 млн. рублей за штуку, 3500 внедорожников по 4 млн. и 1500 микроавтобусов по 1,5 млн. каждый. И производство должно начаться уже к 2017 году.
То есть, судя по словам Мантурова, все идет по плану.

А теперь подсчитаем. В проект «ё-мобиля» на данный момент вбухано не менее 200 млн. евро. На самом деле, по оценкам экспертов, гораздо больше. То есть вполне может оказаться, что и 300, и 400 млн. Причем последняя цифра отнюдь не кажется притянутой за уши на фоне категорического нежелания руководителей проекта озвучить истинный размер финансовых вложений. Если перевести евро в рубли, то окажется, что на данный момент проект «ё-авто» уже потребовал от 9 до 18 млрд. рублей. То есть примерно столько же, сколько государство намерено вбухать в «Кортеж».

Когда товарищ Прохоров впервые лично продемонстрировал публике свое «ё-детище»? В 2010-м. Сейчас на дворе уже почти 2014-й, и первые серийные экземпляры обещаются быть собранными не ранее 2015 года! Это к вопросу о реальности сроков создания с нуля целого семейства авто в России. А теперь введем неизбежный для любого пафосного госпроекта коэффициент «распила-отката». И получится: по ходу дела обязательно выяснится, что 18 млрд. на «Кортеж» не просто маловато, а не хватает катастрофически. В связи с этим у ответственных пиджаков из правительства будет два выхода из ситуации.

Первый — плюнуть и закрыть проект, поскольку все заинтересованные лица уже отщипнули себе «на карманные расходы». Второй выход — выделить еще денег на создание новой престижной «национальной гордости». Это тоже неплохой вариант. Но так будет, если кто-то из участников освоения бюджетных денег почувствует, что аппетит приходит во время еды…