Электрическая Lada и ее потенциальные конкуренты в России

В пятницу появились слухи о том, что Lada Ellada будут демонстрировать в салонах дилеров, а в четверг «Mitsubishi» рапортовала о «рекордных» продажах i-MiEV в России. АВТОВЗГЛЯД размышляет о будущем отечественного сегмента электромобилей.

Буквально как по свистку пришли две новости, причем, от совершенно разных производителей, и обе касались развития электромобильного движения России. Первыми оказались японцы из «Mitsubishi». Если верить их отчету, то по продажам i-MiEV мы обошли такие страны, как Германия, Швейцария, Нидерланды и Франция. В последних двух было вообще реализовано в 2,4 и в три раза соответственно меньше этих электромобилей, чем у нас.

Что самое парадоксальное – в России, во-первых, отсутствуют меры государственной поддержки рынка электротранспорта, а во-вторых, нет вообще никакой инфраструктуры, кроме бытовых электроразеток и одной станции зарядки, установленной для демонстрации процесса. Более того, российский ценник на бесшумный и безвредный кей-кар мощностью 67 л.с., разгоняющийся максимум до 130 км/ч, соизмерим со стоимостью Mitsubishi Pajero – от 1 799 000 рублей!

Но со статистикой не поспоришь. За 11 месяцев 2013 года в России продано 109 электромобилей Mitsubishi i-MiEV, что в 2,4 раза больше по сравнению в аналогичным периодом прошлого года. Это позволило нашему рынку войти в тройку лидеров по продаже модели. Впереди только Норвегия и Испания. Правда, в «Mitsubishi» не стали уточнять, что Европа покупает i-MiEV для личного использования, а у нас целая партия электромобилей была закуплена Управлением делами президента

Но не успели новостные ленты «остыть» от сообщений «Mitsubishi», как вдруг активизировался АВТОВАЗ. В сети появился документ, а именно приказ не кого-нибудь, а вице-президента АВТОВАЗа по продажам и маркетингу Артёма Федосова, в котором дается прямое указание дилерам: изучить потенциальный спрос и организовать проведение тест-драйва Lada Ellada. Другими словами, в Тольятти всерьез решили «прощупать» этот сегмент рынка, который, в целом, пока в зародышевом состоянии. Более того, это не какие-то далекие планы – дилерам предложено в срок до 29 декабря выкупить Ellada с компенсацией 70% расходов!

Напомним, что тольяттинский электромобиль стартовой стоимостью в 1 250 000 рублей был представлен на Московском авто-шоу в прошлом году. Модель оборудована электродвигатель с отдачей в 60 кВт, запас хода составляет 150 км, а максимальная скорость не превышает 130 км/ч. В принципе, все как у всех. Зарядка литий-ионных батарей от бытовой электросети занимает 8 часов, срок их службы – 3000 циклов. Первую партию из сотни «Эльлад» практически полностью отправили в Кисловодск для службы в такси. Чиновники обещали, что построят как минимум десять станций экспресс-зарядки в регионе. Где сейчас эти электромобили не уточняется. Отзывов тех самых таксистов тоже нет, как и сообщений о хотя бы одной работающей станции зарядки.

Особенно странно экспансия этих двух электромобилей на наш рынок выглядит на фоне того, как остальные бренды мягко говоря осторожничают. К примеру, «Nissan» вот уже не первый год демонстрирует в наших краях свой электрический Leaf, но выводить его на рынок не торопиться. Автомобиль периодически принимает участие в журналистских тест-драйвах, в ходе которых все приходят к одному и тому же выводу – автомобиль сам по себе не плох, но при полнейшем отсутствии инфраструктуры и господдержки обречен на провал. Не спешит и «Renault» c выводом в массовые продажи своего электрического Fluence – проблемы те же.

Словом, победное шествие дорогущего и маленького i-MiEV, а так же планы по продажам электрической Lada выглядят как банальная пиар-акция. Вот только кому она нужна? Инфраструктуры как не было, так и нет. Льгот и дотаций тоже. И это все на фоне не самой благоприятной ситуации на рынке обычных автомобилей в целом! Хотя, быть может, когда российский офис «Mitsubishi» все-таки договорится с нашим правительством и продажи электромобилей получат долгожданную господдерку, у i-MiEV, Outlander PHEV, который уже сертифицирован для России, и даже Lada Ellada появятся не искусственные перспективы на рынке в виде госзакупок, а вполне конкретные. Правда до этого еще очень далеко.