Транспортники хотят денег на борьбу с «пробками» в Московском регионе

Под занавес 2013 года была предана гласности очередная программа борьбы с «пробками» в московской агломерации. Рецепт, содержащийся в ней, стандартен — вбухать кучу денег в строительство дорог и сооружений. Причем, результат – не гарантирован.

Наблюдательный совет ГК «Автодор» одобрил последнюю редакцию программы деятельности на период до 2020 года. Изменения будут переданы в Минтранс для последующего представления на утверждение в правительство РФ.
На этот раз предлагается сразу два алгоритма решения транспортных проблем Москвы и Подмосковья. Первый путь, как пишет «Коммерсант», нацелен на «остановку тенденции к ухудшению транспортной ситуации». Соответственно, второй должен не только остановить, но и повернуть ее вспять. Первый предполагает финансирование в 3,4 трлн. рублей, а второй — в 6,15 трлн.

Нам, конечно, более интересен именно последний. В частности, он подразумевает прирост сети федеральных дорог на 585 километров. Это, кстати, почти вдвое меньше, чем значится в предыдущей версии программы. Теперь ведомство делает акцент на новых региональных дорогах. Их запланировано построить втрое больше, нежели согласно старой схеме, — 643 километра, а не 217. Суммарно дорожное строительство потребует 2,4 трлн. рублей, планируют в ведомстве. Остальные деньги из бюджета должны потратиться на модернизацию пригородного железнодорожного сообщения, метро и прочего общественного транспорта. Благодаря этому доля автотранспорта в структуре перевозок должна быть снижена на 78%.

Парадоксальная суть документа заключается в том, что выполнение всех поставленных в программе задач совсем не гарантирует исчезновение к 2020 году заторов в часы пик на вылетных магистралях! По расчетам чиновников, серьезные «пробки» сохранятся на всех подъездах к Москве, а еще в подмосковных Солнечногорске, Можайске и Клину. Чуть попроще, но несущественно, станет на Каширском, Киевском и Горьковском шоссе. Другими словами, и малобюджетный, и дорогой минтрансовские варианты развития транспортной системы Подмосковья являются фактически попыткой не столько облегчить имеющуюся ситуацию на дорогах столичной агломерации, сколько не допустить ее ухудшения.

То есть чиновники занимаются привычным делом — с энтузиазмом участвуют в самом процессе борьбы с проблемой, не пытаясь раз и навсегда разобраться с ее причиной. Уже, наверное, даже самому далекому от дорожной логистики человеку понятно, что заторы «на подлете» к столице образуют «подмосквичи», работающие в Москве. Причем это, как правило, люди, работающие в офисе: утром — в город на работу, вечером — домой в Подмосковье. Потому что бизнес-центры расположены, как правило, в центральной части города.

И понятно, что для ликвидации этих «приливов-отливов» нужно в первую очередь убрать офисы компаний и бизнес-центры из «сердца Родины моей», поголовно выгнать их в окраинные районы города, а в идеале — за МКАД. И сразу исчезнут эти пресловутые «маятниковые» транспортные потоки. Вот только сделать это с помощью новых дорог и развязок невозможно в принципе.

А пересадка людей на общественный транспорт на самом деле лишь борьба со следствием, а не с причиной. Радикальный способ выселить офисный планктон из центра — сделать содержание офисной недвижимости там абсолютно невыгодным. Московским властям достаточно взвинтить налоги на офисную недвижимость в центре столицы — и все! Здешние бизнес-центры быстренько позакрываются, фирмы и компании переберутся на периферию города и в его пригороды. Клерки из Подмосковья начнут задумываться: а стоит ли держаться за работу в компании, если ее офис находится на противоположной от твоего дома стороне Москвы?

Уже через несколько лет астрономических налогов на бизнес-недвижимость в центре столицы транспортная ситуация в Москве и ближайших окрестностях нормализуется. А если еще и новые трассы да развязки понастроить, как предлагают транспортники — вообще красота и благодать наступит! Вот только что-то не слышно о существовании подобных планов у правителей московских. Хотя одно только наше изданиеуже  не раз поднимало тему «налогового» решения транспортных проблемм столицы. На таком фоне неудивительно, что программа выглядит как попытка таскать воду в сите!