Как страховщики обманывают клиентов

Автостраховщики озвучивают результаты минувшего года: прибыли, убытки, выплаты. Однако есть и другие итоговые выводы о работе страховых компаний за 2013 год – это новые или реанимированные старые способы обвести вокруг пальца страхователя.

Истории обманутых автовладельцев сотрясали разные регионы нашей страны на протяжении последних двенадцати месяцев и новый год продолжил зародившуюся традицию. Как не попасться на уловки страховщиков и сохранить и деньги, и время, и нервы? Мы решили разобраться в нюансах обязательного автострахования и попросили нашего эксперта, президента «Ассоциации по защите автострахователей» Максима Ханжин, прокомментировать самые распространенные случаи недобросовестного исполнения страховщиком своих обязанностей.

 

Если страховщик «переехал»

Эта идея пришла в голову сразу нескольким страховым компаниям. Так новосибирский филиал «Росгосстраха» переехал 19 июня 2013 года в город Каргат, который расположен почти в 200 км от областного центра. То же самое произошло с офисами этой страховой в Свердловской области. «Альфастрахование» поступила аналогично, переместив офис из Екатеринбурга в Серов (расстояние между городами 350 км). Такое решение создает серьезные препятствия потребителю на получение страховой выплаты, поскольку большинство страховых случаев в любом регионе происходит в областных и районных крупных центрах, а за выплатами ехать приходится на Кудыкину Гору. На то и расчет страховщика — за относительно небольшой компенсацией к нему не обратятся. Что делать?

— В подобных случаях необходимо не идти на поводу у страховщиков, — рекомендует Максим Ханжин. — Не теряя времени, следует провести независимую экспертизу своего поврежденного автомобиля по месту его стоянки (проживания пострадавшего), предварительно вызвав представителя страховой компании на осмотр. После получения отчета из независимой экспертизы, в соответствии с требованиями правил страхования ОСАГО, весь комплект документов можно отправить почтой в адрес страховщика. При этом себе нужно оставить заверенные копии документов. Если в течение отведенного срока в 30 дней страховщик не выплатит страховое возмещение, можно обратиться в суд, увеличив сумму требований на 50% в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителя».

 

Как добиться скидки по ОСАГО

Даже расчет коэффициента бонус-малус, от введения которого вместе с единой базой банных АИС ОСАГО ждали значительных улучшений на рынке страхования, стал причиной возникновения новых страховых уловок. Ряд страховщиков заявляет своим клиентам, что их данных в единой базе нет, то есть даже если у водителя долгий безаварийный стаж вождения, он все равно заплатит по полной. Пока что сам страхователь не может проверить наличие своих данных в безе, но РСА обещает в будущем сделать эту информацию доступной.

— Это действительно является одной из наиболее острых проблем, так как может коснуться практически любого автовладельца, меняющего свою страховую компанию. К счастью, с каждым днем существующая база АИС КБМ все больше и больше наполняется информацией и мы надеемся, что в скором времени подобные случаи будут единичными. Сейчас же можно посоветовать автовладельцам при переходе из одной компании в другую в подтверждение своей безаварийной езды брать у старого страховщика справку об отсутствии страховых выплат, — рекомендует наш эксперт.

Страховка в нагрузку

Кроме того, многие страховщики навязывают клиентам дополнительные услуги. Известно, что подобным грешат не менее 20 крупных страховщиков. Но страховая компания не имеет права отказать клиенту в продаже полиса ОСАГО, даже если он отказывается от дополнительных услуг. Нужно признать, что с давлением страховщика трудно справиться, тем более что стоимость дополнительной страховки не так уж велика — от 400 до 1500 рублей. Однако нужно помнить, что требование дополнительных услуг является незаконным.

— Практика навязывания дополнительных страховых продуктов в момент обращения клиента за приобретением полиса ОСАГО получила широкое распространение в 2013 году. Страховые компании обосновывают свое поведение тем, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным. Чтобы полностью не прекращать продажи ОСАГО в убыточных регионах страны, они пытаются компенсировать свои потери принудительной продажей автовладельцам в «довесок» к ОСАГО менее востребованных и менее убыточных страховых продуктов, таких как страхование от несчастных случаев, «коробочное» страхование имущества и т.п. Предупредите страховщика, что будете жаловаться в прокуратуру и, думаю, требование о покупке «лишней» страховки отпадет.

Техосмотр, которого нет

«Недействующий» техосмотр — еще одна уловка, которой стали пользоваться страховщики. Вам могут заявить, что вашего талона техосмотра или диагностической карты не числится в базе и предложить пройти техосмотр у оператора-партнера. Но это, как правило, не соответствует действительности: операторы ТО обязаны вносить в единую базу данных ЕАИС ТО информацию обо всех автомобилях, прошедших техосмотр, в течение 15 дней. Более того, наличие диагностической карты у вас на руках — достаточное основание для покупки страховки.

— Эта ситуация связана с некорректной работой единой базы данных по ТО, чем страховщики и пользуются. Для того, чтобы не оказаться в ней, желательно проходить техосмотр и заключать полис ОСАГО одновременно у одного и того же оператора ТО. Кроме того, о подобных случаях рекомендуем обращаться в РСА для принятия соответствующих мер.

Отсутствие бланка полиса ОСАГО

Также новость декабря 2013 года – причиной для отказа в продаже страховки стало отсутствие или нехватка бланков полисов в некоторых регионах. Так в Архангельске, Приамурье, Первоуральске, Волгограде и Екатеринбурге страховщики перестали продавать полисы ОСАГО. Это похоже на сговор, говорят местные автомобилисты. К этому вопросу уже подключился ФАС, но результатов пока нет, люди до сих пор не могут купить полис.

— Автовладельцам стоит знать, что страховая компания не может отказать вам в продаже ОСАГО. Рекомендую обращаться в страховую компанию за полисом ОСАГО сразу в письменном виде и составлять заявление в двух экземплярах, чтобы один из них остался на руках автовладельца. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис. На этом заявлении автостраховщик должен написать причину отказа в выдаче полиса, чтобы было документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА или организации по защите прав автострахователей. Эта ситуация наиболее остро встала в регионах, где страховщики, как выражаются местные правозащитники, «совсем потеряли страх». В заключении договоров ОСАГО отказывают в «Росгосстрах», «Альфа-страховании», «Цюрихе», ВТБ-«Страховании», «Северной казне», где клиентам говорят, что бланки раньше, чем в феврале 2014 года не появятся. Сейчас этим вопросом занимаются прокуратура и представители Роспотребнадзора. Но многое зависит от готовности автовладельцев бороться за свои права, а не замалчивать проблему», — подчеркивает Ханжин.

…Остается добавить, что уловки с переездом офиса страховщика, отсутствия бланков полисов, навязывание дополнительных услуг, отказ в скидках за безаварийную езду, сомнения в пройденном страхователем техосмотре — придуманы страховщиками не только для того, чтобы заработать на клиенте. Затрудняя до невозможности жизнь автовладельца и подобными действиями ставя под вопрос существование самого института «автогражданки», страховое сообщество давит на правительство с тем, чтобы повысить стоимость полиса, ничего не предложив автовладельцу в замен. То есть опять срубить копеечку из воздуха. Поэтому не поддавайтесь на страховые провокации и при каждом подобном случае обращайтесь в прокуратуру и суд. Иначе скоро полис ОСАГО станет «золотым».