Партия власти идет на попятную

Официально объявленный партией «Единая Россия» в Госдуме «мораторий» на правку 12-й («автомобильной») главы КоАП РФ долго не продержался. Сегодня депутаты приняли в первом чтении законопроект, вводящий наказание для «тихоходов». Мы проанализировали, какие законопроекты, изначально не понравившиеся единороссам все-таки имеют шанс стать законами.

Тихоходов — наказывать!

«ЕР» неоднократно «прокатывала» законопроект, который мог бы значительно разгрузить наши и без того забитые магистрали, а заодно и лишить гаишников возможности «развода» автовладельцев. Речь идет о предложении депутата Ярослава Нилова серьезно штрафовать водителей тихоходных транспортных средств за то, что они не пропускают идущий за ними «нормальный» транспорт. Картину, когда трактор, аварийный автомобиль или перегруженная фура тащится на скорости меньше 30–40 км/ч, а за ней выстраивается огромный многокилометровый хвост, можно наблюдать повсеместно. К тому же известны случаи, когда подобный тихоход выпускался на дороги, где обгон запрещен на многих десятках километров сотрудниками ГАИ. Не выдержат у кого-то нервы, и — «не слышу предложений, командир». Причем все 2,5 года блокировки законопроекта «ЕР» даже не удосуживалась объяснять, почему она это делает.

Но в данном случае есть шанс, что «антитихоходный» закон все-таки будет принят. По крайней мере сегодня его приняли в первом чтении. Другое дело, что его противники во главе с депутатом Лысаковом второе и третье чтения могут откладывать на неопределенно долгий срок.

За штрафную уравниловку

Но одна из самых раздражающих норм действующего КоАП — неравенство в оплате штрафов за неправильную парковку между автовладельцами всей страны и их коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, как подчеркивают и правозащитники, и некоторые депутаты той же Госдумы, этот пункт свода административных наказаний противоречит самой Конституции РФ, согласно которой не только все граждане равны перед законом независимо от вероисповедования, профессии и места проживания, но и все субъекты РФ равны между собой. Тем не менее нарушитель в Пензе, бросивший авто где не положено, заплатит максимум 1500 рублей штрафа, а приехав в Москву или Питер — 3000 рублей. Внятного обоснования этому нет, хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что «ЕР», принимая в свое время такую поправку в кодекс, исполняла заказ столичных властей, у которых городской бюджет трещит по швам. Единороссы даже выступали против того, чтобы законность этой нормы оценил Конституционный суд РФ. Однако на днях он принял этот вопрос к рассмотрению по инициативе ЛДПР.

Эксперты оценивают возможность отмены водительского неравноправия очень высоко. И, кстати говоря, если КС встанет на сторону «жириновцев», к единому штрафному знаменателю приведут и наказание за выезд на «выделенку», который жителям обеих столиц также обходится в два раза дороже, чем остальным россиянам.

Экзамены только для пьяных

Другой не менее актуальный законопроект, упорно отклоняемый единороссами, — отказ от поголовной переэкзаменовки водителей, лишенных «прав». Сейчас подобная процедура предусмотрена по 20% составов дорожных правонарушений. При этом дополнительное наказание в виде переэкзаменовки не только несоразмерно многим проступкам, но и создает умопомрачительные коррупционные предпосылки. Например, зачем проверять знание ПДД у человека, использующего неразрешенные световые приборы, не пропустившего авто с «мигалками», повторно нарушившего требования дорожных знаков и разметки и многие другие мелкие нарушения? К тому же даже такие серьезные проступки, как выезд на «встречку», оставление места ДТП и проезд на запрещающий сигнал светофора очень часто являются не чем иным, как гаишными подставами или «просто» следствием некомпетентности инспектора ДПС. И нельзя забывать, что по многим дорожным «преступлениям» предусмотрена пресловутая «вилка» — денежный штраф или лишение «прав» с последующей переэкзаменовкой. Да любой водитель последние портки продаст, но выложит любую запрошенную гайцом сумму. Авторы законопроекта так и пишут в своем обосновании к нему, что «значительная часть водителей будет решать свои проблемы на дороге не знанием ПДД, а испытанным способом — взяткой. Обременение мер ответственности в виде обязательной проверки ПДД будет являться еще одним из элементов, провоцирующим создание коррупционных условий в сфере дорожного движения». Короче, считают они, переэкзаменовки заслуживают только пьяные водители и те, кто отказался от медосвидетельствования.

И хотя позицию депутатов-противников поголовной переэкзаменовки поддерживает и ряд сенаторов, и даже некоторые сотрудники ГИБДД, справедливо считающие, что с таким наплывом «лишенцев» они просто не справятся, изменений в этой части КоАП в ближайшее время ждать не стоит. В том числе и потому, что за экзамен взимают госпошлину. И если учесть, что переэкзаменовываться ежегодно придется более чем 1 000 000 водителей, от пополнения пустой постолимпийской казны таким вот способом власти не откажутся.

Пустите на выделенку!

О вредности депутатов от «ЕР», видящих главную цель своей работы в создании водителям максимальных трудностей, обязательно чреватых и большими штрафами, говорит и отказ в совсем уж смехотворном требовании оппозиции разрешить автовладельцам ездить по «выделенкам» в ночное время. Если учесть, что выделенные полосы для общественного транспорта создавались для того, чтобы обеспечить троллейбусам-автобусам беспроблемное движение в часы пик, а ночью трафик даже в Москве невелик, да и собственно общественный транспорт не ходит, то позиция депутатов совершенно непонятна. А ведь на «выделенки» можно выезжать даже в выходные…

Правда, на днях депутат Лысаков, украв идею политических противников, обратился к мэру Москвы с просьбой разрешить-таки подобную ночную езду. Так что скорее всего горожанам и гостям столицы выйдет послабление. Но как быть жителям других регионов и почему бы столь мелочное послабление не провести через федеральный закон? Увы, но в логике народным избранникам давно приходится отказывать.

…И лично мне очень интересно, чего пытается добиться фракция «ЕР» в Госдуме, настаивая на поголовной переэкзаменовке, запредельных штрафах для жителей двух российских столиц, затягивая решение проблемы с тихоходами и половинчато решая не стоящую и выеденного яйца проблему «выделенок»? Ведь политика «держать и не пущать» никого и никогда до добра не доводила…