Семья Пежо может потерять контроль над PSA

PSA продолжает лихорадить, а руководство и акционеры пытаются найти выход из кризиса, который высасывает из их кошельков по 4-5 миллиардов в год. Дошло до того, что менеджмент всерьез задумался о китайском капитале, но сначала им придется уговорить владельцев.

В частности семью Пежо, которая в настоящее время является крупнейшим акционером PSA. Пока в руках потомков основателей компании сконцентрирована четверть всех голосующих акций концерна, которые позволяют им влиять на политику и его судьбу. Тем не менее, за последние три года компания потеряла порядка 12 миллиардов евро, распродав при этом все свои непрофильные активы, избавившись от дорогой недвижимости и урезав расходы на содержание управляющей верхушки. Кроме того, французы попытались оптимизировать и производственные расходы, закрыв-таки завод под Парижем, гарантии сохранения которого они предоставили французскому правительству еще в 2008 году. Тогда, впрочем, в дело был замешан еще и солидный госкредит, тогда как в ходе текущего кризиса власти республики представили местному автопрому право самостоятельно решать свою судьбу, так что участь предприятия была предрешена изначально. И все же, несмотря на предпринятые меры, 2013-й год вновь завершился 3-миллиардными убытками.

Ситуацию мог бы спасти альянс с GM, тем более, что американцы уже владели семью процентами голосующих акций, однако, они также столкнулись с трудностями (в 2015-м им придется вывести с европейских рынков марку «Chevrolet») и отказались от более тесного сотрудничества. Учитывая, что других инвесторов сегодня на рынке не найти, французы всерьез задумались о том, чтобы привлечь в таком качестве своего китайского партнера. Азиаты, естественно, не против, однако, памятуя о их кровожадности, такой вариант грозит нынешним владельцам компании потерей контроля над компанией, тем более, если учесть, что китайцев собираются «ввести в курс дела» с помощью допэмиссии, размыв нынешний пакет.

Таким образом, если подобное случится, семья Пежо вместо 25% компании будет контролировать уже 14 %, примерно такая же доля образуется и у французского правительства (при условии, правда, что те инвестируют в PSA порядка 750 миллионов евро), но главное, что сравнимый пакет окажется в руках китайцев. В таком случае, дальнейшие решения относительно судьбы и развития PSA придется принимать уже не за счет двухсторонних консультаций, а путем полноценных трехсторонних переговоров, что существенно осложнит процесс управления компанией.

Собственно, этого и опасается нынешний председатель совета директоров PSA Тьерри Пежо. Но, что характерно, другой представитель семейства – Роберт Пежо – придерживается совершенно другой точки зрения. В частности, он полагает, что снижение влияния семьи на внутрикорпоративные дела не только привлечет инвесторов, но и качественно повлияет на структуру управления.

Того же мнения, к слову, придерживаются и многие финансовые аналитики, не исключая, в то же время, и второго варианта. Однако, для того, чтобы он стал реальным, семье Пежо придется искать средства для адекватных инвестиций и со своей стороны, что, в общем-то, маловероятно, поскольку в настоящий момент она собирается привлечь в компанию не более 100 миллионов евро, что совершенно не гарантирует ей сохранение контрольного пакета.