«Базовые» госуслуги

Вчера наконец-то была восстановлена бесперебойная работа онлайн-сервиса по проверке прошлого зарегистрированных в России автомобилей, который в тестовом режиме запустили 4 февраля. При этом американский Carfax бесперебойно работает… с 1986 года!

Путь от обещаний соорудить централизованную базу данных, где любой желающий мог бы узнать историю поддержанного автомобиля, до непосредственного запуска этой системы был чертовски долгим. В последние лет пять чиновники как минимум два раза в год да обещали запустить сервис в «самое ближайшее время». Но то самое время «Ч» все никак не наступало вплоть до минувшего вторника, когда долгожданный онлайн-сервис начал свою работу. Правда, как обычно бывает в наших краях, система, запущенная в тестовом режиме, тут же упала от наплыва желающих ее протестировать и работала через пень-колоду вплоть до вчерашнего дня. Но и это не все. Безымянная онлайн-проверка, которую многие СМИ да и сами гаишники почему-то стали называть аналогом американского «Carfax», с ней не имеет вообще ничего общего – российский сервис убог и малоинформативен. Зато бесплатный, и вообще – надо же с чего-то начинать!

«Проверить ограничения»

Именно под такой ссылкой на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России скрывается тот самый долгожданный сервис. Таким образом, ассортимент онлайн-услуг, которые предоставляются порталом, расширился до четырех: «узнать о штрафах», «уплатить штраф онлайн», «направить обращение» и, собственно, «проверить ограничения».

Почему такое странное название? Потому, что это не совсем то, чего вы ждете от подобной услуги. Если импортные базы вам предлагают полный спектр – можно узнать историю поддержанного автомобиля в мельчайших подробностях, – то в России все несколько иначе. «Данным сервисом предоставляется информация о транспортных средствах, в отношении которых не могут производиться регистрационные действия в связи с введением судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, запретов или ограничений по изменению права собственности», – говорится на сайте gibdd.ru. В переводе на русский, проверка по этой базе даст вам один из двух ответов: «да, у машины темное прошлое», или «все в порядке, покупай не раздумывая». Без конкретики и разъяснений. И никакой истории страховых случаев, как пару лет назад обещали в ГИБДД. Зато бесплатно – чем не преимущество? Правда, когда система перестанет функционировать в тестовом режиме, возможно, чиновники введут плату за услугу. Но вряд ли она будет неподъемной.

«Автосправка»

Этот онлайн-сервис пока только готовится к запуску, но у него гораздо больше шансов стать аналогом «Carfax». Разработчики обещают, что в системе будут хранится не только регистрационные данные на автомобиль – марка и модель, VIN, регистрационный номер, и номер двигателя, – но и комплектация, задекларированная стоимость, наличие техосмотра, а так же полная история страховых случаев и наличие административных ограничений, наложенных на автомобиль. Вот это уже совсем другое дело!

Правда, есть одно «но». Федеральная система отслеживания автомобильной истории начнет формироваться с Москвы. На данном этапе создается несколько региональных баз данных, которые в последствии будут объединены в одну общероссийскую.

Но и это не все. Услуга будет платной. В конце января руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил, что для авторизованных пользователей на «Госуслугах» «Автосправка» обойдется в сто рублей, а для неавторизованных – 1000 рублей. В целом, учитывая растущую популярность «Госуслуг», стоимость вполне адекватная.

Планируется, что сервис начнет свою работу уже весной.

«Carfax»

Собственно, родоначальник всех баз автомобильной истории. Получить подробный отчет о истории транспортного средства, которое эксплуатировалось на территории США или Канаде стало возможным в 1986 году. На сегодняшний день «Carfax» – система сбора информации, хранящая самую полную историю автомобиля. По VIN-номеру можно получить исчерпывающий отчет для любого бывшего в употреблении транспортного средства. В базе содержится более 4 млрд записей!

Источниками информации у американской «Carfax» являются как государственные структуры, вроде Департаменты по делам моторных транспортных средств (Departments of Motor Vehicles – DMVs) в США и Канаде, пожарных и полицейских департаментов, но так же авто аукционы, прокатные агентства, автопроизводителей, дилеров, страховых компаний и еще тысячи частных организаций.

В базу заносятся абсолютно все факты из прошлого транспортного средства, начиная с года выпуска, подробного списка владельцев и заканчивая списком ремонтов у официальных дилеров и пройденном техобслуживаний, показаний одометра, данными обо всех авариях, заявленных в страховую компанию, угонах и залогах. Плюс отдельной строкой проходит информация о том, был ли автомобиль «утопленником», работал ли в прокате, полиции, такси и так далее.

Из немногих недостатков «Carfax» стоит отметить самый главный – в базе только автомобили, зарегистрированные в США и Канаде. Плюс услуга по проверке автоистории не бесплатна – 20 долларов за автомобиль.

«Autocheck»

Эта база банных существенно моложе «Carfax» – онлайн-сервис дебютировал всего десять лет назад. В системе так же хранятся данные по автомобилям, включая регистрационные данные, данные о техническом обслуживании и произведённых работах, продаже, адреса регистрации, аварии, нахождение в зонах стихийных бедствий и многое другое. Сервис собирает данные не только из источников в США и Канаде, но и Пуэрто-Рико.

Разработчики этого сервиса утверждают, что «Autocheck» запросто утрет нос «Carfax». Например, одним из достоинств этой системы является своеобразная бальная система, по которой каждый автомобиль в базе имеет свой счет. На основании огромного количества обрабатываемой информации, у каждого автомобиля есть объективная оценка, которая (в зависимости от записей) постоянно меняется. Другим отличием «Autocheck» является то, что разовая услуга распространяется на неограниченное количество проверок по одному VIN-номеру. Цена – 30 долларов. Есть и безлимитные абонементы – от 45 долларов.