Бюджетные миллиарды уходят в песок трассы М11

Счетная палата РФ, с недавних пор возглавляемая Татьяной Голиковой, покусилась на святое – на финансовые дела вокруг трассы М11 Москва – Санкт-Петербург.

Исследованию аудиторов подверглась, в том числе, деятельность ОАО «Мостотрест», контролируемого большим советским дзюдоистом и талантливым российским бизнесменом Аркадием Ротенбергом. В частности, строительство одного из участков будущей супер-мега-скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург, – участка в обход города Вышний Волочек в Тверской области.

На недавней коллегии Счетной палаты, как сообщает официальный сайт ведомства, были рассмотрены результаты мероприятия с длинным названием: «Анализ реализации долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 258- 334 километр (обход г. Вышний Волочек, Тверская область, первая очередь строительства)». С докладом по теме выступили аудиторы Палаты Валерий Богомолов и Максим Рохмистров.

Согласно докладу аудиторов, долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на данном участке трассы вызывает массу вопросов.

По данным аудитора Максима Рохмистрова, анализ структуры и графика финансирования ДИС показывают, что в первый год его реализации (2011-2012 годы) общая стоимость строительства составила 11, 868 млрд. рублей. При этом доля инвестиций исполнителя в общем объеме капитальных вложений за этот же период составляет всего 2%. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», – поясняет Максим Рохмистров.

Как пояснил Валерий Богомолов, основными проблемами, которые могут привести к срыву сроков строительства, являлись отсутствие полного комплекта утвержденной рабочей документации (!), незавершенное переустройство коммуникаций, недостаточное количество квалифицированных рабочих на строительных участках. «При этом в госкомпании «Российские автомобильные дороги» отсутствует единая система управления рисками, а существующая система внутреннего контроля не позволяет провести оценку эффективности расходов, качества выполненных работ и результативности на основе ключевых показателей», – отметил аудитор. Нормально, да: бешеные государственные миллиарды куда-то закапываются, так тщательно, что даже госаудиторы не в состоянии отследить!

Но даже в таких условиях аудиторы Счетной палаты подсчитали: фактические затраты госбюджета при строительстве объезда Вышнего Волочка превысили стоимость строительства, подтвержденную первоначальной госэкспертизой, более чем на 6,6 млрд рублей! Причем экономического и правового обоснования данного перерасхода средств госзаказчик ГК «Автодор» представить не смог!

Заметим, что общая протяженность будущей трассы должна составить порядка
650 километров. Вышневолоцкий участок насчитывает 76 километров. Если экстраполировать масштабы загадочных «переплат» бюджета «Мостотресту» на всю протяженность будущего хайвэя, получим в сумме 56,4 млрд бюджетных рублей. Которые, надо полагать, уже приговорены к «испарению» мастерами дорожно-строительного бизнеса по-русски.

Но и это еще не все запланированные на ближайшее будущее подарки госбюджета структурам, контролируемым г-ном Ротенбергом сотоварищи! Ведь именно его компании в конечном счете, как предполагается, будут заниматься обслуживанием будущей трассы.

Помимо прочих фактов, аудиторы выяснили, что эксплуатация платной трассы Москва-Петербург может оказаться убыточной и потребовать дополнительных ассигнований из бюджета! Оказывается, суммарная величина эксплуатационных платежей в период с 2015 по 2033 год составит 14 млрд рублей, платежей за ремонт – 13 млрд рублей и инвестиционных платежей – 16,5 млрд рублей. То есть всего 43,5 млрд рублей. Между тем, прогноз суммарного объема выручки от взимания платы за проезд на тот же период говорит о 34,68 млрд рублей. Другими словами дорога, проезд по которой от Москвы до Санкт-Петербурга будет стоить 1100-1200 рублей, уже заранее планируется убыточной! И будет требовать, опять же, у госбюджета, примерно по 0,5 млрд ежегодно.

Что тут сказать: финансовую составляющую проекта будущей трассы М11 Москва-Питер рассчитывал кто-то крайне талантливый. И настоящий государственник, это однозначно! Непонятно лишь только одно: кто разрешил Счетной палате совать свой нос в эту чудную бухгалтерию? Ведь все так хорошо идет: в 2014 году ГК «Автодор» собирается объявить конкурс на заключение концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию еще пары участков новой трассы. Речь идет об отрезке на 58–149 километр и об обходе города Торжок в Тверской области (208–258 километр). Кто-нибудь сомневается в будущем победителе этих конкурсов? Лично мы – ни секунды!